— Мария, сегодня одна из основных тем — цифровизация финансовых услуг. На ваш взгляд, где может быть самый мощный рывок с точки зрения диджитализации страхового рынка в России?
— На мой взгляд, действительно мощным прорывом в цифровизации страхового рынка может стать полноценная работа по управлению данными.
Компании запускают множество интересных и действительно удобных сервисов, которые позволяют сделать страхование еще ближе клиенту, но в полную мощность заработать они, к сожалению, не могут. Ключевым ограничителем выступает отсутствие консолидированной базы данных по клиентам. У существующих сегодня сервисов, связанных с идентификацией, со сбором данных и их анализом, нет единого ядра. То есть вы идентифицировали клиента, а что дальше? Как проверить историю этого клиента, понять, что он собой представляет?
Нет такого источника данных, который позволил бы в кратчайшие сроки проверить клиента. А ведь именно такая база могла бы очень сильно изменить страховой рынок, да и не только его. Наличие консолидированных данных — это и возможность корректировать андеррайтинг в режиме реального времени и предлагать продукты, отвечающие потребностям клиента, а не планам продаж компании, это и разработка новых технологичных сервисов, которые будут приняты на ура, и многое другое.
...У существующих сегодня сервисов, связанных с идентификацией, со сбором данных и их анализом, нет единого ядра...
— А нужно ли этой инициативе какое-то принуждение сверху?
— Что касается диджитализации рынка в целом, то на сегодняшний день очень многое сделано, в том числе благодаря инициативам регуляторных органов.
Во-первых, в прошлом году была принята и утверждена программа по созданию условий для перехода в цифровую экономику. Это огромный шаг, который позволяет профессиональному сообществу надеяться на существенные изменения инфраструктуры и законодательной базы, касающейся вопросов перевода бизнеса в онлайн в обозримом будущем. Те же продажи ОСАГО онлайн вряд ли могли быть реализованы в такой срок без требований ЦБ, а сейчас страховщики продали более 10 млн электронных полисов «автогражданки».