В реалиях современной жизни и работы специалистов по охране труда, работодателей для обеспечения безопасности труда работников в России было сформировано множество нормативно-правовых актов. Из бесчисленного множества нормативных документов работодателю и специалисту становится сложно разобраться с многочисленными нововведениями.
С наступлением глобальной реформы в охране труда и запуском «регуляторной гильотины» законодатели отменили множество устаревших требований, которые изжили себя и перестали уже работать на практике. Вместе с тем с начала 2021 г. и по сей день образовались новые нормативные документы, которые заменили собой эти устаревшие требования.
Многие из них вступают в силу с 01.03.2022, в том числе и обновленный X раздел Трудового кодекса Российской Федерации.
В нашу работу было введено новое понятие — «управление профессиональными рисками».
Управление профессиональными рисками — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее — СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
В качестве управления рисками также могут рассматриваться методы управления людьми и организациями, позволяющие снизить риски травмирования или заболевания работающих, включая ограничение, снижение, передачу и устранение риска (п. 2.3.2 ГОСТ 12.0.002–2014).
А СУОТ в свою очередь — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Теперь работодатель должен определить порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками и более того, проводить непрерывный мониторинг профессиональных рисков на своих объектах и рабочих местах.
Для чего это нужно? Давно уже понятно, что устаревшие методы, используемые в охране труда, перестали работать. Давно уже нужен был более системный подход к безопасности труда.