Мы живём в непростое для высшего образования время. Происходит реальное сокращение университетской академической среды, вызванное «демографической ямой»: сейчас в вузах учатся студенты 1990-х годов рождения, их существенно меньше, чем раньше. В то же время на заслуженную пенсию постепенно уходят преподаватели и учёные старшего поколения. Решить проблему нехватки и студентов, и ведущих кадров за счёт иностранцев не позволяет макроэкономическая и внешнеполитическая конъюнктура.
В итоге преподаватели, особенно начинающие, столкнулись с тем, что получить ставку или пусть даже временную позицию в ведущем вузе стало очень и очень сложно. В то же время вузовские администраторы столкнулись с новым вызовом — необходимостью выстраивать новые механизмы кадровой политики и конкурировать за сильных профессоров.
Не так давно приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 № 749 было утверждено Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Положение уточняет и детализирует механизм проведения конкурса на преподавательские позиции, нормы были приведены в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ТК РФ.
Об остроте вопроса говорят две недавние инициативы. 7 ноября министр образования и науки Дмитрий Ливанов объявил, что «министерство приступило к разработке единой площадки вакансий научных работников для молодых учёных, которые получили образование как в России, так и за рубежом». Не меньшее внимание к этой проблеме проявляют и ведущие вузы. 12 ноября впервые в России прошёл День академической и научной карьеры, организаторами которого выступили Томский государственный университет и Университет ИТМО.
Как устроено современное трудоустройство в ведущие вузы? На какие качества имеет смысл обратить внимание молодым учёным, желающим построить академическую карьеру? Эффективны ли нынешние конкурсные процедуры? Заместитель главного редактора издательства «Юрайт» Александр Сафонов попытался разобраться в теме.