Ежегодно пожары в коммерческих и промышленных зданиях наносят огромный материальный ущерб и, что самое страшное, уносят человеческие жизни.
Особенно уязвимы системы общеобменной вентиляции и дымоудаления — именно по ним в случае пожаров распространяется пламя, что осложняет процесс тушения огня. Так, летом 2016 г. произошло возгорание воздуховода в крупном самарском торговом комплексе «Интермебель». Огонь распространился на относительно небольшую площадь (50 м2 ), но в тушении пожара участвовали 70 человек и 21 единица техники [1]. В результате происшествия никто не пострадал.
Но, к сожалению, известны случаи с более серьёзными последствиями. Так, в феврале 1998 г. полностью выгорело здание Росморфлота в Москве, несколькими месяцами позже при пожаре в здании РАО «ЕЭС России» было уничтожено 2000 м2 площади, а ещё два года спустя произошло возгорание в Останкинской башне [2].
В 2017 г. начало лета было омрачено событием, унесшим 79 жизней. В Лондоне почти полностью сгорел высотный жилой дом. По сообщению газеты The Guardian, огонь распространялся с нижних этажей вверх очень быстро. Возникает вопрос: возможно ли повторение лондонского пожара в России?
Отвечает Алексей Воронин, член технической рабочей группы (ТРГ) в организациях «Росизол», «Анфас» и «Национальный Кровельный Союз», член комитета «Construction Industry and Building Material Suppliers» Ассоциации Европейского Бизнеса, специалист по стандартизации и нормированию ROCKWOOL — производителя звуко-, и теплоизоляционных материалов, а также огнезащиты из негорючей каменной ваты.
Алексей Воронин отмечает, что характерный цвет дыма прямо указывает на синтетическое происхождение облицовочных и теплоизоляционных материалов: «Густо-черный или желтоватый цвет дыма дают определенные полимерные материалы. Они опасны в первую очередь тем, что огонь по ним распространяется крайне быстро. При этом они выделяют токсичные вещества, которые могут привести к летальному исходу. Очевидно, в данном случае — несмотря на применение горючих материалов — в здании не было предусмотрено противопожарных барьеров, которые могли бы стать преградой для распространения огня. Препятствий для распространения огня здесь не было никаких».