По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Офшорные схемы минимизации налогообложения: закат эпохи

С. Н. Володин канд. экон. наук, доцент Базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д.20, e-mail: svolodin@hse.ru
Ю. С. Мистрюков ассистент Базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д.20, e-mail: ymistryukov@gmail.com

В статье приведен подробный анализ офшорной компании как инструмента минимизации уплачиваемых налогов, ее основные признаки и характеристики, неналоговые преимущества, а также влияние, оказываемое на мировую экономику. Проанализированы глобальное положение России в отношении использования офшоров ее резидентами и последствия использования подобных практик, а также хронология развития российского и международного налогового законодательства в отношении противодействия искусственному занижению налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Обозначены основные достижения российских служб, ответственных за контроль над полной уплатой налогов хозяйствующими субъектами, за последние годы. Подробно рассмотрены широкий перечень механизмов, позволяющих оптимизировать потоки налоговых платежей, и проблематика их использования в современных условиях.

Литература:

1. OECD (2015), «OECD presents outputs of OECD/G20 BEPS Project for discussion at G20 Finance Ministers meeting» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd. org/ctp/oecd-presents-outputs-of-oecd-g20-beps-project-for-discussion-at-g20-financeministers-meeting.htm (дата обращения 30.03.2019).

2. Krifa-Schneider H., Sattar A. Multination corporations’ tax optimization strategies and European Union policies// Proceedings of the global management conference. — 2017. — С 208–233.

3. Рейтинг РБК 500 (2015), «Россия или офшор: где зарегистрировано 500 крупнейших компаний страны» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/bus iness/08/10/2015/561583d49a794756766bfe4f (дата обращения 30.03.2019).

4. Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 №84 (ред. от 26.04.2014) «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество».

5. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами от 24.01.2019.

6. Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 №805 (ред. от 21.02.2018) «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам».

7. Федеральный закон от 04.11.2014 №325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам».

8. Федеральный закон от 24.11.2014 №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 №963-р «О подписании многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения».

10. OECD (2016), «Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent BEPS» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.oecd.org/tax/ treaties/multilateral-convention-to-implement-tax-treaty-related-measures-to-prevent-beps. htm (дата обращения 30.03.2019).

11. OECD (2013), «Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://read.oecd-ilibrary.org/taxation/action-plan-on-baseerosion-and-profit-shifting_9789264202719-en (дата обращения 30.03.2019).

12. Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».

13. Постановление Правительства РФ от 09.04.2018 №428 «О порядке передачи финансовой информации и страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой службой, а также требования к защите передаваемой информации».

14. Постановление Правительства РФ от 16.06.2018 №693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)».

15. Приказ ФНС России от 04.12.2018 №ММВ-7-17/784@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией».

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2019 №95 «О внесении на ратификацию многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения».

17. Приказ Минфина России от 13.11.2007 №108н (ред. от 02.11.2017) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

18. Указание Банка России от 07.08.2003 №1317-У (ред. от 18.02.2014) «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».

19. Council Directive (EU) 2016/1164 of 12 July 2016 laying down rules against tax avoidance practices that directly affect the functioning of the internal market // EUR-Lex.

20. Council Directive (EU) 2018/822 of 25 May 2018 amending Directive 2011/16/EU as regards mandatory automatic exchange of information in the field of taxation in relation to reportable cross-border arrangements // EUR-Lex.

21. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

22. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 (НК РФ ч. 2).

Уплата налогов предприятием является неотъемлемым элементом его финансово-хозяйственной деятельности в части исполнения финансовых обязательств перед государством. Знание механизмов современной системы налогообложения, основных видов налоговых платежей и объектов налогообложения позволяет формировать эффективную налоговую политику предприятия и тем самым повышать общую эффективность его деятельности. В 1990-е и 2000-е годы в России широкое распространение получили комплексные меры легальной оптимизации (минимизации) потоков налоговых платежей, позволяющие существенно сократить эту статью затрат предприятия.

Одним из наиболее распространенных методов налоговой оптимизации стало ведение хозяйственной деятельности при помощи юридического лица, зарегистрированного в офшоре. Офшорной юрисдикцией является страна или территория, предоставляющая наиболее выгодные условия для ведения бизнеса, заключающиеся в возможности значительно снизить налоговые платежи, упрощенных условиях административного и финансового контроля и конфиденциальности проводимых операций и их конечных бенефициаров. Зачастую офшорные зоны позволяют аккумулировать капитал для его последующего инвестирования. Другими преимуществами, обуславливающими спрос на офшорные бизнес-модели, являются экономическая стабильность и защищенность инвестиций, имиджевая привлекательность юрисдикции, широкие технические возможности для доступа на мировые финансовые рынки и гибкое англосаксонское законодательство. Некорректно объяснять столь широкое распространение офшорных фирм одной лишь налоговой оптимизацией, хотя в действительности ее значимость занимает далеко не последнюю роль. Наше исследование ставит задачу рассмотреть именно этот аспект в условиях современного ужесточения контроля над размыванием налоговой базы.

Для офшорной фирмы характерны следующие характеристики:

● суммарные расходы на ее создание и поддержание деятельности на порядок меньше, чем суммы налогов, которые необходимо было бы уплачивать, находясь в оншоре;

Для Цитирования:
С. Н. Володин, Ю. С. Мистрюков, Офшорные схемы минимизации налогообложения: закат эпохи. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: