Статья поступила 10 марта 2015 г.
The article was received on Маrch 10, 2015
С 8 января 2015 г. отменены командировочные удостоверения. Согласно п. 3 Положения о командировках, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, командирующая организация – это организация, у которой с командированным работником заключен трудовой договор.
До 8 января 2015 г. для всех организаций было единым требование оформлять командировочные удостоверения, так теперь для всех организаций единое правило – не оформлять командировочные удостоверения.
Интересно, что руководители организаций так же, как и бухгалтеры организаций, разделились на два лагеря – одни с воодушевлением восприняли нововведение и с радостью буквально тут же перестали оформлять командировочные удостоверения и требовать составления отчетов о командировках. Данное изменение было квалифицировано ими как сокращение документооборота, и, следовательно, трудо- и финансовых затрат.
Другие руководители организаций и бухгалтеры организаций восприняли нововведение как посягательство на устои бухгалтерского учета расчетов с подочетными лицами, снижение качества учета и внутреннего контроля.
Расчеты с командируемыми лицами всегда были разделом учета, где допускались и выявлялись многочисленные нарушения, например работник уехал в командировку на три дня, сделал все порученное ему за один день, а оставшееся время потратил на свои личные нужды; проживал у друзей (родственников) в месте командировки, а документы купил за символическую сумму у дельцов, торгующих подобными документами и т.д. [1].
Поэтому в некоторых организациях руководители по-прежнему считают необходимым командировочные удостоверения оформлять и впредь, полагая, что как командировочное удостоверение, так и отчет о командировке, пригодятся и для осуществления внутреннего контроля, и будут служить дополнительными доказательствами экономической обоснованности расходов при налоговых проверках.