Современные достижения науки и техники обеспечивают создание и внедрение сложнейших систем и устройств автоматизации, выполняющих различные функции в космической, авиационной, судостроительной и наземной технике, тепловой и атомной энергетике, химической, металлургической, нефтегазодобывающей и других областях промышленности и транспорта. Неоспорим тот факт, что эффективность производства имеет в наше время прямую зависимость от степени надежности таких систем. Низкий уровень надежности может привести к существенному экологическому и экономическому ущербу, который может возникнуть в опасных производствах, или, что намного важнее, нанести невосполнимый ущерб в виде человеческих жизней.
Профессор В.Н. Шкляр в своей книге о теории надежности [1] говорит, что она (теория) в том виде, который мы сейчас знаем, появилась в США после Второй мировой войны, когда американцы ощутили проблему ненадежности во времена Корейской войны (в момент существенных модернизаций военных машин ведущих государств — США и СССР). Американцам было дальше всех от ремонтных баз, где можно было пополнить запасы комплектующих и отремонтировать технику, что привело, соответственно, к возникновению проблемы надежности систем, к которой они отнеслись с должным пониманием.
Основные понятия и термины теории надежности стандартизированы. Основополагающими из них являются термины «работоспособность» (состояния системы и ее элементов, при которых они способны нормально выполнять заданные функции с параметрами, установленными нормативно-технической документацией) и «отказ» (случайное событие, заключающееся в полной или частичной потере работоспособности) [2].
Таким образом, свойства технических систем с позиции надежности определяются их безотказностью, определяемой как возможность выполнять заданные функции в течение некоторой наработки с момента ввода в эксплуатацию и до предельного состояния без перерывов на техническое обслуживание и ремонт.
Проще говоря, вероятность безотказной работы — одно из основных значений, которое позволяет определить надежность компонентов, а значит, и системы в целом.