Хотя «настоящего» музея в театре и нет, его богатую историю мы популяризируем, организуя разнообразные события. На экскурсиях по зданию театра посетители знакомятся с его архитектурой, декоративным убранством, а также с экспозицией по истории театра, которая размещается в зрительском фойе. Материалы этой экспозиции повествуют о том, как время откладывало свой неумолимый отпечаток на его существование и развитие.
Наши зрители узнают, что первый театр в Ирбите был деревянным, но уже к 1845 году было построено каменное здание с керосиновым освещением. В дни театральных премьер и бенефисов во время ярмарки к театральному подъезду выстраивалась длинная очередь купеческих карет и экипажей — ходить пешком в театр было не принято. Существенный период в истории театра составила антреприза П.М. Медведева — друга А.Н. Островского и страстного последователя сценических принципов Прова Садовского.
Первое здание театра, построенное на болотистом месте, постепенно пришло в чрезвычайную непригодность. В 1884-м было построено новое здание, в котором театр находится и сегодня — просторный, высокий зрительный зал с ложами и партером вмещает в себя до 600 человек.
В дни гражданской войны здание театра стало важным стратегическим пунктом Белой гвардии, разместившей в нем оружейный арсенал и стойла для лошадей. Но когда в город пришла советская власть, Комитет по народному образованию принял решение восстановить здание в прежнем виде и сформировать труппу для постоянно действующего театра.
В театр пришел новый зритель — рабочие, крестьяне, бойцы Красной Армии. Они требовали спектаклей таких же насыщенных, какой была сама жизнь. В репертуаре первого сезона были спектакли «Овод», «Любовь Яровая», «Бронепоезд 14-69». Артисты выступали с концертами, активно участвовали в организациях живых газет «Синяя блуза», помогали кружкам самодеятельности, проводили беседы и лекции на предприятиях, устраивали атеистические диспуты.
К 1930-м годам театр имел свою драматургию, «приравняв к штыку перо», боролся за новую жизнь, говорил о насущных делах хозяйства в спектаклях агитках. Репертуар стал насыщаться созвучными времени спектаклями: «Разлом» Б. Лавренева, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Огненный мост» Ромашова.