По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 54.18 DOI:10.33920/pro-2-2009-01

Обзор технологий замены моторных масел в двигателях внутреннего сгорания сельскохозяйственной техники

Белов С. А. магистрант, Тамбовский государственный технический университет, 392471, Тамбов, ул. Мичуринская, д. 112, е-mail: sergei.sergeibelov2011@yandex.ru
Бусин И. В. канд. техн. наук, старший научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве, 392022, Тамбов, Ново-Рубежный переулок, д. 28, е-mail: igorek19883108@mail.ru

В статье рассматривается обзор четырех существующих технологий замены моторного масла и способ определения его годности для повышения экономической эффективности. Установлено, что замену масла производят по потребности в соответствии с браковочными показателями. Для этой технологии состояния масла характерно более полное использование его ресурса. Периодичность замены определяется по показателям состояния, которое контролируется специальными датчиками, встроенными в систему смазки двигателя. Однако затрудненность применения данной технологии связана с отсутствием качественных приборов для контроля состояния работающего моторного масла в двигателе.

Литература:

1. Остриков, В.В. Повышение эффективности использования смазочных материалов путем разработки и совершенствования методов технологий и технических средств: дис… докт. техн. наук: 05.20.01. — Саратов, 2000. — 534 с.

2. Кирилюк, П.А. Изменение качества картерного масла у тракторов МТЗ-50 при использовании их на транспортных работах // Доклады научн. конф. Кишиневского с.‑х. института. — Кишинев, 1987. — С. 77–79.

3. Непогодьев, А.В. Исследование процессов загрязнения масла в турбопоршневых двигателях: дис. канд. техн. наук. — Коломна, 1965. — 215 с.

4. Венцель, С.В. Старение масел в процессе их применения. — Москва: Химия, 1979. — 360 с.

5. Бусин, И.В. Очистка работающего моторного масла от продуктов старения: дис. канд. техн. наук. — Мичуринск — наукоград РФ, 2014. — 159 с.

6. Попов, С.Ю. Повышение эксплуатационных свойств ремонтно-восстановительных составов при их использовании в двигателях тракторов: дисс. канд. техн. наук. — Мичуринск — наукоград РФ, 2014. — 218 с.

В настоящее время существует большое количество работ, направленных на теоретическое и экспериментальное обоснование технологии замены масла в двигателях тракторов [1–5].

Анализируя различные направления исследований, необходимо выделить разработанные и перспективные технологии замены масла.

В нашей стране периодичность замены масла в двигателях тракторов установлена ГОСТом на техническое обслуживание, однако среди исследователей нет единого мнения на срок службы масла.

Установлено, что при установленных машиностроителями жестких сроках смены происходит нарушение допустимых показателей состояния масла. Исследования, проведенные в хозяйствах, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику, показали, что в производстве рекомендуемые сроки замены масла нарушаются и в сторону уменьшения, и в сторону увеличения периодичности, масло или заменяют преждевременно из‑за перестраховки, или увеличивают срок его службы из‑за отсутствия масла в хозяйстве (нет средств на приобретение, отсутствие на базе снабжения).

Сложившаяся ситуация ввела в практику технологию регламентной замены с дифференцированной периодичностью. Ее отличие состоит в том, что при назначении в эксплуатации срока службы учитывают три и более фактора, влияющих на «старение масла». Это, как правило, тип двигателя, качество масла, содержание серы в топливе.

Необходимо отметить, что эта технология не обладает достаточной гибкостью, потому что не учитывает действительного состояния масла в двигателе.

Регламентная календарно-сезонная технология замены предусматривает замену масла при переходе от зимнего к летнему сезону эксплуатации. Это необходимо, чтобы обеспечить в картере определенную вязкость масла и обеспечить запуск двигателя в зимнее время или повысить надежность работы в летнее время. Хотя при такой технологии значительно упрощается техническое обслуживание, ресурс масла используется неудовлетворительно.

Многочисленные исследования доказывают, что длительность бессменной работы масла необходимо устанавливать индивидуально на базе его анализа во время эксплуатации в двигателе, а замена масла целесообразна только по его действительному состоянию. Рожденная на этом принципе регламентная технология замены масла по браковочным показателям позволяет экономить моторные масла и улучшить показатель надежности двигателей внутреннего сгорания. Данная технология подразумевает регулярный контроль показателей работоспособности моторного масла и, основываясь на их значениях, позволяет оценивать состояние как двигателя в сборе, так и отдельных его узлов и механизмов.

Для Цитирования:
Белов С. А., Бусин И. В., Обзор технологий замены моторных масел в двигателях внутреннего сгорания сельскохозяйственной техники. Главный механик. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: