Анализ опыта эксплуатации электрических машин (ЭМ), включая судовые подтверждает широкий диапазон их эксплуатационных характеристик при работе в составе ЭП и внешних условий, определяемых механическими и климатическими нагрузками. Наиболее характерной отраслью с этой точки зрения является морской транспорт. Сложные условия эксплуатационных испытаний являются причинами повреждений и отказов судового электрооборудования (ЭО), в том числе и ЭМ. К качеству эксплуатационных характеристик и технологических процессов (ТП) ремонтов ЭО судов предъявляются повышенные требования, основные из которых регламентируются Регистром [2] и классификационными обществами других стран.
К основным характеристикам функционирующих или временно выведенных из эксплуатации ЭМ относится качество диэлектрических характеристик их изоляции, оцениваемое сопротивлением, электрической прочностью и др. Широкий диапазон эксплуатационных характеристик электроприемников (ЭП) и внешних условий, оказывающих отрицательное влияние на ЭО, увеличивает вероятность ухудшения состояния изоляции ниже допустимых норм [1]. Положение усугубляется и может стать критическим в случаях отказов нерезервируемых ЭМ в длительных рейсах, отсутствия запасных машин и комплектующих изделий. Поскольку судовые ЭМ в подавляющем большинстве случаев относятся к восстанавливаемым изделиям, единственным выходом в сложившихся ситуациях представляется устранение неисправностей (выполнение ремонтных работ) в судовых условиях во время рейсов.
На начальном этапе выполнения ремонтов проводится диагностирование неисправностей. Существуют различные варианты диагностики состояния электрической изоляции (ЭИ) [3]. Основные ТП и средства и восстановления свойств ЭИ изложены в [4, 5].
Согласно требованиям Регистра [2] и Правилам технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций (Правилам) [6] ТС сопротивления изоляции судового ЭО Rиз с учетом влияния внешних факторов (температуры и влажности воздуха, его загрязненности и др.), может быть оценено как хорошее, если оно не меньше установленных норм, удовлетворительное – если меньше установленных норм (равно или больше предельно допустимых), неудовлетворительное – если меньше предельно допустимых значений. При оценке технического состояния (ТС) изоляции учитываются результаты предыдущих значений. Сопротивление ЭИ Rиз обмоток ЭМ должно быть не менее 0,5 МОм при температуре от +10 до +30 °С и не менее 0,7 МОм в нагретом состоянии. Минимально допустимое значение сопротивления Rиз составляет 0,2 МОм. При снижении сопротивления изоляции ниже допустимых значений ЭМ необходимо выводить из эксплуатации и выполнять необходимые мероприятия, направленные на восстановление Rиз, которые определяются по результатам диагностики.