Коррозионностойкая сталь — это особый вид стали, который обладает высокой устойчивостью к коррозии и окислению. Благодаря своим уникальным свойствам она нашла широкое применение в различных отраслях промышленности, включая приборостроение [1–4].
В приборостроении коррозионностойкую сталь используют для создания различных автоматических устройств, приборов и оборудования, которые должны работать в условиях повышенной влажности, агрессивных сред и воздействия химических веществ. Применение коррозионностойкой стали позволяет повысить надежность и долговечность изделий, а также снизить затраты на их обслуживание и ремонт.
В приборостроительной отрасли используют конструкционные материалы. Эксплуатационные требования к таким материалам — высокая прочность, наличие определенных электрических и магнитных свойств, стабильность технических и размерных характеристик, устойчивость к агрессивным средам — делают коррозионностойкую сталь наиболее подходящим материалом [1–4]. Широкое применение коррозионностойкой стали также обусловлено невысокой стоимостью (по сравнению с цветными металлами) и доступностью.
Из коррозионностойкой стали изготавливают корпусные детали приборов, крепежные элементы, ответственные детали устройств, части подвижных узлов, опорные элементы и т.д. При производстве оборудования используются все виды проката: листовая сталь, трубы, проволока, круги и прочее.
Основное назначение легирования коррозионностойких сталей — придание им коррозионной стойкости, прочности, твердости, жаропрочности и жаростойкости, необходимых для работы в агрессивных средах и при повышенных температурах. В зависимости от степени стойкости в разных условиях сплавы подразделяют на группы [5]:
1. Коррозионностойкие стали и сплавы, обладающие стойкостью против электрохимической и химической коррозии (атмосферной, почвенной, щелочной, кислотной, солевой), межкристаллитной коррозии, коррозии под напряжением и др.;
2. Жаростойкие (окалиностойкие) стали и сплавы, обладающие стойкостью против химического разрушения поверхности в газовых средах при температурах выше 550 °С, работающие в ненагруженном или слабонагруженном состоянии;