Судовое электрооборудование во время эксплуатации находится в весьма жестких условиях, в связи с чем, к кабелям, которые являются основой энергетических и информационных сетей на судне, предъявляются высокие требования. Эти требования, главным образом, касаются пожарной безопасности, внешних воздействующих факторов (температурных, климатических, механических, химических), качества передачи сигнала для кабелей связи и мощности для силовых кабелей. Для герметизированных судовых кабелей, которые являются отдельным классом судовых кабелей, предъявляют также дополнительные требования по стойкости к воздействию внешнего гидростатического давления как в радиальном направлении, так и в продольном.
В настоящее время действует серия стандартов, по которым отечественными производителями выпускаются кабельные изделия широкой номенклатуры: ГОСТ 7866.1-76, ГОСТ 7866.2-76 и ГОСТ 7866.3-76. В этих стандартах даны требования к судовым кабелям различного исполнения к конструкции, материалам и методам испытаний.
Однако судостроение стремительно развивается, условия эксплуатации и требования становятся жестче, а кабелей для судов требуется все больше (на крупных судах протяженность кабельной сети может составлять до 100 км, а масса применяемых кабельных изделий достигает 30% от общей массы всего задействованного судового электрооборудования). Кроме того, в промышленности появляются новые материалы для оболочек и изоляции кабелей, а также других конструктивных элементов. Поэтому возникает необходимость разработки новых конструкций судовых кабелей, в том числе герметизированных. Как указывалось выше, особенно актуальна разработка герметизированных кабелей, которые могут эксплуатироваться в экстремальных условиях. При этом кабели должны сохранять свою работоспособность, находясь непосредственно под воздействием этих условий. Под экстремальными условиями в рамках данной работы будем понимать те условия, в которых находится кабельная сеть подводных судов. Прежде всего – это гидростатическое давление, соответствующее рабочей и предельной глубине погружения подводных лодок, которая достигает на данный момент 400–600 м: 4–6 МПа. Кроме того, аварийные ситуации, которые ведут к нарушению целостности оболочки кабельного изделия, вследствие чего внутри кабеля может распространяться вода под давлением, также являются экстремальными условиями. При этом кабель должен быть спроектирован таким образом, чтобы вода под давлением 6–15 МПа не распространялась по кабелю внутрь отсеков.