По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обзор основных изменений законодательства, регулирующего отношения в сфере местного самоуправления

ЗАКОНЫ, ПРИКАЗЫ, РАСПОРЯЖЕНИЯ

В нормах федеральных законов от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» недостаточно четко определяется правовой статус органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований. При этом из системного анализа положений указанных законодательных актов, а также ряда подзаконных актов (прежде всего, Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением правительства РФ от 30.12.2003 № 794) можно сделать вывод, что такие специально уполномоченные органы и аварийно-спасательные службы (формирования) могут как входить в систему органов местного самоуправления и обладать публично-правовым статусом, так и создаваться «при органах местного самоуправления» в качестве казенных, бюджетных и даже автономных учреждений и, соответственно, не обладать публично-правовым статусом (ст. 19 федерального закона № 151-ФЗ, подп. «з» п. 2 ст. 11, ст. 23 федерального закона № 68-ФЗ).

При этом следует иметь в виду, что органы местного самоуправления как юридические лица также являются казенными учреждениями (ст. 41 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Соответственно, наличие статуса казенных учреждений у специально уполномоченных органов, аварийно-спасательных служб (формирований) не означает само по себе, что они не входят в структуру органов местного самоуправления.

КоАП РФ в порядке исключения допускает ситуации, при которых полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях могут наделяться руководящие сотрудники (руководители и их заместители) органов и организаций, не обладающих публично-правовым властным статусом. В этой связи предоставление постановлением правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р в развитие положений п. 1 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях руководителям и заместителям руководителей органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных органами местного самоуправления, представляется соответствующим федеральному законодательству.

Для Цитирования:
Рубрику ведет юрист Руслан ПОПОВ, Обзор основных изменений законодательства, регулирующего отношения в сфере местного самоуправления. Глава местной администрации. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: