По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обзор и классификация методов государственной поддержки рынка недвижимости

Государство поддерживает рынок недвижимости не только в условиях экономического кризиса, но в каждой из фаз экономического цикла, поскольку одновременно с антикризисным стимулированием отрасли строительства государство решает социальную задачу обеспечения граждан жильем, способствует расширению банковского сектора в результате роста объемов ипотечного кредитования и повышает капитализацию фондового рынка посредством эмиссии ипотечных ценных бумаг. Четкая классификация методов господдержки рынка недвижимости помогает в выявлении соответствия того или иного метода фазы экономического цикла, а также в повышении эффективности его практического применения.

Литература:

1. Бреусова А. Г. Жилищная политика. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2014. — 160 с.

2. Великославинский М. С., Кудряшов В. С. Основные этапы реализации государственной жилищной политики в современной России // Juvenis Scientia. — 2017. — № 12. — С. 25–29.

3. Городнова Н. В. Направления и меры государственной поддержки системы ипотечного кредитования // Финансы и кредит. — 2011. — № 29 (461). — С. 2–8.

4. Дугина Е. Л., Соболева В. И. Государственная поддержка развития рынка недвижимости // Актуальные проблемы современной экономики. Сер. Экономические науки. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2016. — Вып. 23. — С. 177–181.

5. Калинина В. А. Ипотечное кредитование как инструмент государственного регулирования цен на рынке недвижимости // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: материалы междунар. науч.практ. конф. — Уфа: Аэтерна, 2018. С. 136–144.

6. Козловская С. А., Приходько К. С. Современное состояние жилищной ипотеки в России: проблемы и пути их решения // Инновации и инновационные технологии в науке: материалы междунар. науч.-практ. конф. — М.: РИО ЕФИР, 2016. — С. 20–27.

7. Кострикин П. Н. Методы государственной поддержки строительного комплекса: от субсидирования ипотечных ставок к стимулированию рынка облигаций // Недвижимость: экономика, управление. — 2017. — № 4. — С. 20–26.

8. Лозовская А. Н., Скорик М. А. Ипотечные ориентиры жилищной политики в России // Статистика и экономика. — 2018. — Т. 15. — № 2. — С. 80–88.

9. Медовый В. В. Совершенствование системы государственной поддержки субъектов предпринимательства на рынке недвижимости // Terra Economicus. — 2014. — Т. 12. — № 2-3. — С. 131–135.

10. Савельева Т. М., Хамзина А. Р. Зарубежный опыт функционирования рынка недвижимости // Экономика строительства и городского хозяйства. — 2018. — Т. 14. — № 1. — С. 57–64.

11. Сибирев В. В. Роль государственной поддержки ипотечного кредитования в условиях экономического кризиса // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы VIII Междунар. науч.практ. конф. — СПб.: Информац. издат. учеб.-науч. центр Стратегия будущего, 2016. — С. 107–110.

12. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 30.10.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64872/.

13. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам РФ, имеющим детей: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1711 (ред. от 21.07.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_287440/.

14. О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (ред. от 20.11.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_59164/.

15. О графике выпуска и распределения в 2015 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 го ды: распоряжение Правительства РФ от 16 апреля 2015 г. № 666-р (ред. от 03.11.2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_ doc_LAW_178331/.

В условиях современности государство активно воздействует на развитие рынка недвижимости, поскольку господдержка этого рынка благоприятствует достижению одной из самых важных социальных задач — обеспечению жильем широких слоев населения, а также оказывает стимулирующее влияние на развитие обширного ряда отраслей и секторов народного хозяйства: отрасли строительства, банковского сектора (в результате расширения ипотечных кредитов), фондового рынка Российской Федерации (в формате эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг). В своем Послании Федеральному собранию в 2019 г. президент России В. В. Путин поставил решение жилищной проблемы на 4-е место: «Четвертое. Правительству и Центральному Банку нужно последовательно выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9 %, а затем — до 8 % и ниже».

Бреусова А. Г. отмечает, что первые теории регулирования «городской жилищной сферы» появились в XIX веке. Одним из самых ярких представителей сформировавшейся на тот момент административной школы был выдающийся немецкий экономист Адольф Вагнер (1835–1917 гг.). Он главной причиной неэффективности рыночного механизма спроса и предложения жилья считал монополию городского землевладения. Адольф Вагнер — сторонник публичного вмешательства в процессы развития рынка городской недвижимости, он считал, что необходимо налаживать государственное регулирование рынка жилья.

Адольф Вагнер, говоря о неэффективности рыночного механизма при установлении стоимости городского жилья, объясняемой монополизацией городской земли, значительно предвосхитил идеи, в последующем сформулированные в формате теории «провала» рынка. В соответствии с этой теорией рыночный механизм способен обеспечивать оптимальную по Парето аллокацию ресурсов лишь при соблюдении трех условий, одно из которых — конкурентное поведение хозяйствующих субъектов. В случае если у одного из субъектов рынка создается возможность влияния на стоимость за счет собственного монопольного положения и в результате этого влияния получать дополнительный доход или дополнительную полезность, то рынок будет терять свою эффективность. Проявляется провал рынка, который можно устранить лишь в результате нерыночного (государственного) вмешательства.

Для Цитирования:
Зимин Михаил Игоревич, Обзор и классификация методов государственной поддержки рынка недвижимости. Сметно-договорная работа в строительстве. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: