По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обжалование действий (бездействия) таможенных органов

Фомичева А. С. руководитель, международный консалтинговый центр «Бизнес Логистика», эксперт-практик в области ВЭД

В современном мире, работающем в условиях тесного международного сотрудничества, каждый день происходит множество сложнейших процессов, связанных с ведением внешнеэкономической деятельности, что предполагает активную работу с органами исполнительной власти. Любое взаимодействие имеет не только положительные аспекты, но и разногласия. Отношения бизнеса и таможни не исключение. Случается, что решения, принятые должностными лицами, не устраивают или нарушают права участников ВЭД, но что же делать в подобной ситуации и как отстоять свои интересы? В данной статье мы рассмотрим вопрос обжалования действий или бездействия таможенных органов. Однако, прежде чем приступить к освещению этой темы, стоит дать понимание тому, в каких ситуациях необходимо бить тревогу, а в каких можно и нужно искать компромисс мирным путем. Чтобы понять это, рассмотрим разные примеры.

Процесс таможенной очистки сложен и многогранен, в ходе декларирования необходимо учитывать очень много нюансов: правильно составить описание ввозимых товаров, присвоить соответствующий код ТН ВЭД, верно рассчитать стоимость. Логично предположить, что, чем больше данных вы укажете в таможенной декларации, тем меньше запросов о предоставлении сведений получите от инспектора, а значит, быстрее увидите заветное «выпуск разрешен». Но случается, что это простое правило не работает. И в последнее время все чаще. Одной из причин тому послужило стремление таможенных органов реализовать намеченную ими Стратегию развития до 2020 г., в планах которой создание единого электронного пространства для всех участников внешнеэкономической деятельности. Если простыми словами, то все таможенные посты переходят на фактический контроль (осмотр, досмотр, транзит, временное хранение и пр.), без компетенций на принятие и выпуск деклараций. Сегодня эта функция практически по всем регионам передана центрам электронного декларирования с перспективой дальнейшего внедрения электронной таможни, что должно полностью исключить контакт между декларантом и выпускающим инспектором. Предполагалось, что такая реорганизация структуры таможенных органов оптимизирует процесс оформления для участников ВЭД и откроет для них ряд новых преимуществ, но пока эти нововведения все больше напоминают сценарий уже привычного нам высказывания: «Хотели, как лучше, а получилось как всегда». Обратной стороной появления ЦЭДов выступает острая нехватка кадров, вызванная тем, что не все выпускающие инспекторы, работавшие ранее на таможенных постах, готовы менять свое место жительства для работы в другом городе или даже регионе. В связи с этим фактом логично то, что сегодня центры электронного декларирования очень загружены и зачастую не способны справляться с таким огромным потоком оформляемых поставок. Данная проблема усиливается еще и тем, что сам процесс таможенного оформления участниками ВЭД сильно разбалансирован. Наглядно это выглядит так, что сейчас каждый подает туда, куда он привык, а не туда, где меньший объем оформляемых деклараций. По этой причине нагрузка падает в основном на те центры электронного декларирования, которые расположены ближе к Москве и Московской области, при наличии более свободных и готовых взять на себя определенный объем поставок центров в регионах. Поэтому сегодня можно все чаще услышать выражение «запрос ради запроса». Это ситуация, когда выпускающий инспектор не успевает в установленные кодексом сроки закончить работу с декларацией ввиду большого объема работы и пользуется правом продления сроков выпуска путем выставления различных требований. Иногда — немного противоречивых. Например, вы прикладываете к 44-й графе техническую документацию на все товары в вашей ДТ, а инспектор выставляет запрос на представление «технички» по одному или нескольким товарам, объясняя это тем, что не ориентируется в общем каталоге, который вы представляли ранее. Из имеющейся практики также вспоминаются запросы формализованных транзитных деклараций, что прямо противоречит действующему законодательству, ведь данные сведения декларант не обязан представлять ввиду их наличия в таможенных базах. Согласитесь, не очень приятно делать двойную работу и повторно готовить одну и ту же информацию, но главное то, что ваш товар задерживается на таможне, а это влечет дополнительные расходы. Данный пример нельзя отнести к положительной практике, и, что естественно, он вызывает массу недовольств у декларантов. Но стоит ли в подобных случаях жаловаться на бездействие таможенных органов? Ответ однозначный — не стоит. Как правило, действия таможни только выглядят противоправными, но по факту все в рамках Таможенного кодекса, поэтому вы вряд ли сможете доказать, что ваши права были нарушены, а вот отношения испортите, без сомнений. В подобных ситуациях лучший способ решения проблем — это переговоры и поиск компромиссов.

Для Цитирования:
Фомичева А. С., Обжалование действий (бездействия) таможенных органов. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: