По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.13

Обучение водителей основам безопасного управления транспортным средством

Г. Н. Климова канд. техн. наук, ВГЛТУ им.Г.Ф. Морозова, 394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 8 E-mail: vglta@vglta.vrn.ru
В. А. Зеликов д-р техн. наук, ВГЛТУ им.Г.Ф. Морозова, 394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 8 E-mail: vglta@vglta.vrn.ru
Г. В. Денисов канд. техн. наук, ВГЛТУ им.Г.Ф. Морозова, 394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 8 E-mail: vglta@vglta.vrn.ru

В статье рассматривается вопрос о психологических особенностях поведения водителей в сложных дорожных условиях и их максимальный учет при организации дорожного движения и при обучении в автошколах. Основные причины ДТП, совершаемые водителями с небольшим стажем вождения (до 5 лет), и причины совершения ДТП водителями со стажем свыше 10 лет. Предлагаются мероприятия профилактического характера, направленные на воспитание транспортной культуры водителей. Программы совершенствования подготовки водителей. Предложен тематический план предмета «Основы безопасного управления ТС» с учетом стажа водителей.

Литература:

1. Increasing psychological stability of vehicle drivers / V.A. Zelikov, G.N. Klimova, Y.V. Strukov, A.Y Artemov, D.V. Likhachev . — Текст : лектронный // Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT / Editors (view affiliations) Elena G. Popkova. — Springer Verlag, 2019. — Vol. 826. — P. 1129–1136.

2. Обучение водителей с использованием технических средств / Г.Н. Климова, Е.В. Шаталов, В.А. Зеликов, Г.А. Денисов, Ю.В. Струков. — Текст непосредственный // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса : сборник статей XII Международной научно-практической конференции ; Пензенский государственный университет, Политехнический институт. — 2018. — С. 93–96.

3. Повышение эффективности психологического обеспечения принятия решений водителем в сложных дорожных условиях / Г.Н. Климова, В.А. Зеликов, Э.Н. Бусарин, В.В. Разгоняева. — Текст : непосредственный // Организация и безопасность дорожного движения : сборник ; материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения д. т. н., профессора Л.Г. Резника: в 2 томах. — 2017. — С. 372–376.

4. Майборода, О.В. Основы управления и безопасность движения: учебник водителя автотранспортных средств категорий «С», «Д», «Е» / О.В. Майборода. — 5-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — Текст : непосредственный.

5. Романов, А.Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие / А.Н. Романов. — Москва : Академия, 2002. — Текст : непосредственный.

Как известно, массовая автомобилизация страны несет необратимый характер, поэтому в условиях современного ритма ставится задача — обеспечить наименьшее время доставки пассажиров и грузов. Это может быть достигнуто, прежде всего, за счет повышения скоростей сообщения. Анализируя складывающиеся тенденции, можно с достаточным основанием полагать, что совершенствование организации дорожного движения (БДД) должно предусматривать безопасность движения и достижение соответствия между спорами и предложениями пропускной способности дорожной сети.

Поэтому, очевидно, понадобится временной период для реконструкции и строительства улично-дорожной сети (УДС), для удовлетворения потребностей страны в благоустроенных автомобильных дорогах. В связи с этим перед работниками автомобильного транспорта и дорожно-эксплуатационных служб возникает задача — обеспечить экономические и безопасные автомобильные перевозки при существующих дорожных условиях.

УДС плохо приспособлена для пропуска мощных транспортных потоков на высоких скоростях и не обеспечивает качественного процесса перевозки пассажиров и грузов. Ширина проезжей части улиц в городах явно не достаточна, уровень их инженерного оборудования не в полной мере отвечает требованиям современного автомобильного транспорта, что приводит к высокой плотности транспортного потока, тем самым увеличивает количество ошибочных действий, предпринимаемых водителем при управлении автомобилем.

Сравнение основных показателей аварийности по Российской Федерации за 2018 год показывает, что по вине водителей совершено более 88% ДТП.

Одним из направлений снижения числа ошибок водителей считаем более точное определение тех недостатков психофизиологического состояния, которые действительно несовместимы с возможностью управлять транспортным средством, либо рассмотрение вопроса о соответствии психики водителя к сложным дорожным условиям в процессе обучения в автошколе, при профотборе (профподборе) [1–5].

По результатам обзора статистических данных (в том числе и зарубежных) о причинах ДТП можно сделать следующее заключение:

Для Цитирования:
Г. Н. Климова, В. А. Зеликов, Г. В. Денисов, Обучение водителей основам безопасного управления транспортным средством. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: