По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 811.11

Обучение различным видам чтения в техническом вузе

Булкина С.А. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, e-mail: bulkinvg@yandex.ru
Мильчакова О. М. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, e-mail: bulkinvg@yandex.ru

В работе рассмотрены принципы обучения различным видам чтения, анализируется ориентация студентов в структуре текста и извлечении нужной информации, приводятся примеры лексических и грамматических упражнений и навыки написания аннотаций и рефератов.

Литература:

1. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Ин. яз. в школе. — 1997. — №1. — С. 33–38.

2. Фоломкина С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе // Из кн. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. — М.: Рус. яз., 1991. — 230 с.

Известно, что одним из основных принципов обучения чтению является рассмотрение его как мотивированного, рецептивного, опосредованного вида речевой деятельности, протекающего во внутреннем плане, нацеленного на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающего на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации. Это нужно иметь в виду на протяжении всего курса обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из ведущих мест по своей важности и доступности. Оно выполняет различные функции: во‑первых, прививает навыки самостоятельной работы; во‑вторых, текст часто выступает основой для письма, говорения и аудирования. Кроме того, чтение способствует воспитанию нравственности, расширению кругозора и т.д. [1].

В основу обучения чтению положены следующие принципы, выделенные Фоломкиной С. К. [2]:

• обучение чтению — это обучение речевой деятельности, т. е. коммуникации, а не только способ озвучивания текста;

• обучение чтению должно строиться как познавательный процесс;

• обучение чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность студентов;

• обучение чтению предполагает опору на овладение структурой языка.

Одной из основных задач неязыкового вуза является обучение будущих специалистов ознакомительному, просмотровому и поисковому чтению, т. к. овладение ими определяет, будет ли специалист читать необходимую литературу по специальности.

Обучение этим видам чтения влечет за собой большие трудности, т. к. увеличивается в (3–4 раза) объем текста, меняется композиционная структура текста, увеличивается объем незнакомых лексических и грамматических явлений, появляются сложности в охвате содержания статьи.

В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая Фоломкиной С. К., которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Рассмотрим подробнее.

Для Цитирования:
Булкина С.А., Мильчакова О. М., Обучение различным видам чтения в техническом вузе. Главный механик. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: