По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018.5

Обучение пациентов в школах здоровья во фтизиатрической практике

Ляпина Ирина Алексеевна главная медицинская сестра, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Тольяттинский противотуберкулёзный диспансер», 445013 г. Тольятти, ул. Телеграфная, д. 34, e-mail: ia_lyapina@mail.ru

В статье подчеркнуты важность и необходимость создания школы для больных туберкулезом. Вниманию читателей предлагаются результаты анкетирования медицинских сестер и пациентов противотуберкулезного диспансера. Автор делится опытом проведения школы и обращает внимание на то, что самым лучшим средством безопасности для медицинского работника и пациента в медицинской организации являются грамотные действия всех участников процесса.

Литература:

1. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела — практикум / Под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 603 с.

2. Обуховец Т.П. Справочник «Сестринское дело». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 412 с.

3. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»» (с изменениями от 30 декабря 2005 г.).

4. Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 июля 2006 г. № 572 « Об утверждении стандарта медицинской помощи больным туберкулезом».

6. Роль медицинской сестры в обеспечении ухода за пациентами / М.А. Никитина; О.Ю. Егорова; Г.А. Батракова. — М.: РОО «СПИД инфо-связь», 2008. — С. 6–9.

7. Сборник стандартов и технологий практической деятельности медицинских сестер / Под ред. д.м.н. Якова Накатиса / Санкт-Петербург, 2003. — 66 с.

8. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

9. Фтизиатрия: национальное руководство / Под ред. М.И. Перельмана. — М: ГОЭТАРМедиа, 2007. — 512 с.

10. Ханин А.Л. Фтизио-школа для пациентов (что должен знать больной туберкулезом): учебное пособие для медицинских работников / А.Л. Ханин / Новокузнецк, 2008. — 77 с.

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией. В этих условиях возрастает роль сестринского персонала в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактике заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время сложно излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что существенно продлевает жизнь пациентов и повышает ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, без активного участия пациента не представляется возможным [6].

Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний и информированности, формирование практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Целью школы для больных туберкулезом (далее школа) является повышение мотивации пациентов, улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике. При посещении школы у пациентов формируется ответственность за сохранение и поддержание своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению и соблюдению режима лечения.

В организации работы школы особое внимание уделяется профессиональной подготовке медицинских сестер и современным сестринским технологиям, используемым в организации и проведении занятий.

Обучение в школе определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления качеством жизни в условиях хронического заболевания. Обучение ориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективного лечения, ведения здорового образа жизни, обучения уходу за собой, сотрудничества с медицинским персоналом, что в конечном счете ведет к улучшению качества жизни пациента [9].

Для Цитирования:
Ляпина Ирина Алексеевна, Обучение пациентов в школах здоровья во фтизиатрической практике. Медсестра. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: