По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Обучение иностранных студентов в условиях пандемии

Пандемия внесла серьёзные коррективы в форматы занятий студентов, обучающихся на двойных и совместных программах. По инициативе Общественной палаты РФ было проведено анкетирование проректоров по международному сотрудничеству ведущих российских вузов. Главным предметом опроса стало обучение иностранных студентов в условиях пандемии. Предлагалось оценить сложности в реализации двойных и совместных программ, возникшие в результате перехода на дистанционное обучение, готовность и необходимость принять иностранных студентов, возобновив для них очный формат занятий.

Член Общественной палаты РФ, декан факультета управления и политики МГИМО МИД России Генри Сардарян рассказал о результатах проведённого анкетирования:

— Мы сейчас находимся в сложном периоде, когда, с одной стороны, у нас есть рост негативной статистики по коронавирусу, а с другой стороны, очевидно, что в сентябре начинается учёба в высших учебных заведениях. Активно прошла приёмная кампания, и то, что иностранные студенты принимают решение приехать на учёбу в Россию, соответствует важнейшей части стратегии развития высшего образования в нашей стране. Президент страны обозначил экспорт образования в качестве одного из приоритетов развития страны в целом. Поэтому очень важно, как отразятся дальнейшие возможные ограничения на экспорте российского образования.

Мы опросили руководителей международного блока наиболее крупных университетов, где учится большое количество иностранных студентов, о реальной работе с ними.

Первый вопрос, который мы адресовали респондентам: уменьшился ли поток иностранных студентов. Мы общались с представителями МГИМО, НИУ ВШЭ, УрФУ, Балтийского федерального университета, РУДН, Финансового университета и МГУ.

Ответы свидетельствовали о том, что поток студентов из-за рубежа в прошлом году после введения удалённого обучения сократился в НИУ ВШЭ и в Балтийском федеральном университете. В остальных университетах он сохранился на прежнем уровне. При этом из ВШЭ нам сообщили, что в случае с бакалавриатом количество иностранных студентов не сократилось, а вот в магистратуре цифра стала меньше. Это связано с тем, что когда ребята поступают на 4-летнюю программу, они понимают, что если один год не отучатся, то за последующие 3 года успеют это наверстать. Но когда в магистерских программах учёба длится практически 3 семестра, то для них пропустить один год в России — уже существенный фактор.

Важно, что университеты не привязывают обучение иностранных студентов к финансовым показателям. Это объясняется тем, что доля экспорта образования в российских вузах пока не настолько велика, чтобы повлиять на финансовые показатели университетов. Большая часть учебных заведений даже при сокращении количества иностранцев не ощутит существенного влияния на финансирование своей деятельности.

Для Цитирования:
Обучение иностранных студентов в условиях пандемии. Ректор ВУЗа. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: