По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658

Обучение электротехнического персонала*

Шигапова Э.Г. Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Рассматриваются методы эффективного обучения электротехнического персонала действующих электроустановок. Актуализируется проблема обучения электротехнического персонала, связанная с высоким уровнем производственного электротравматизма на рабочих местах.

Литература:

1. Бухтояров В.Ф. Духовно-нравственные основы управления безопасностью жизнедеятельности. – Челябинск: Челябинский институт путей сообщения, 2011. – 442 с.

2. Зюков М.М. Применение тренажёрных средств в подготовке и повышении квалификации оперативного персонала // Энергобезопасность и энергосбережение. – 2013. – №4. – С. 29–32.

3. Будовский В.П. Обеспечение надежной работы операторов субъектов оперативнодиспетчерского управления при аварийных ситуациях в энергосистеме // Оперативное управление в электроэнергетике. – 2006. – №4. – С. 15–18.

4. Головинский И.А., Куклев В.И. Универсальные тренажеры оперативных переключений // Электрические станции. – 2001. – №11. – С. 2–8.

Как показывают исследования, около 90 % всех случаев травмирования электрическим током и абсолютное большинство случаев со смертельным исходом являются следствием, так называемого «человеческого фактора» [1]. В связи с этим весьма актуальным является вопрос подготовки и переподготовки электротехнического персонала, от уровня квалификации которого, зависит безопасность при эксплуатации и обслуживании действующих электроустановок.

Важным фактором, определяющим успех обучения и повышения профессионального уровня, является метод, выбранный для передачи знаний, умений и навыков.

Существующие методы обучения можно разделить на следующие виды:

• традиционные (лекции, семинары);

• интерактивные (кейс – задачи, деловые и ролевые игры, дискуссии, анализ производственных ситуаций, обмен опытом и др.);

• использование компьютерных обучающих программ, тренажеров.

Традиционные методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Однако они являются малоэффективными, поскольку имеют ряд недостатков: не способствуют отработке практических навыков и умений, не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

Интерактивные методы обучения в большей степени нацелены на приобретение именно практических знаний, навыков и умений. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Обучение происходит таким образом, что практически все обучающиеся взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Метод, основанный на использовании тренажеров и компьютерных обучающих программ является одним из наиболее эффективных. Целью обучения на тренажерах является формирование и закрепление профессиональных навыков по управлению технологическим оборудованием в нормальных и аварийных режимах.

Для Цитирования:
Шигапова Э.Г., Обучение электротехнического персонала*. Электроцех. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: