Современные производственные цифровые технологии, включающие программно-аппаратные комплексы автоматического контроля качества продукции и повышения безопасности производства, предусматривают технологическую подготовку производства с использованием моделирования производственных процессов в единой виртуальной среде. За счет виртуального воспроизведения производственных процессов цифровые системы позволяют сократить риски и затраты, ускорить ввод в эксплуатацию производственного оборудования, выявить опасные, экономически и технологически проблемные места в производственных циклах и технологиях. Без погружения в реальное производство цифровые модели позволяют оценивать различные варианты организации производства в целях его оптимизации и достижения требуемого уровня безопасности.
Интеллектуальная информационная технология обучения безопасности производства, базирующаяся на актуальных профессиональных знаниях высококвалифицированных специалистов с учетом знаний ответственных за обучение и самих обучаемых, реализованная ресурсами сетевых цифровых интеллектуальных систем обучения (ЦСО БП), встраивается в цифровые технологии конкретного производства и предусматривает использование всего набора имитационных моделей, связанных с обеспечением безопасности данного производства [1–10].
Совокупность имитационных моделей производственных процессов обеспечивает анализ и оптимизацию производственных систем и выбор безопасных, экономически целесообразных стратегий управления системами. Реализация ресурсов имитационного моделирования позволяет выполнить оценку эффективности функционирования существующей производственной системы, проанализировать возможные риски, выполнить выбор рациональной организационно-технологической структуры, включая организацию безопасных рабочих мест.
Применение ЦСО БП обеспечивает повышение безопасности производства в результате повышения уровня знаний и компетенций персонала и снижения аварийности производства, производственного травматизма и производственно обусловленной заболеваемости по причинам необученности персонала; достижение целесообразной надежности и эффективности всех процессов цифрового обучения; организацию однократного ввода данных и сведений в необходимом объеме, с требуемой периодичностью и логическим контролем правильности; представление результатов цифрового обучения единообразными формами утвержденных выходных документов; организацию эффективных процедур цифровых инструктажа, подготовки и аттестации персонала по безопасности производства на базе персонифицированных моделей обучаемых и аттестуемых.