По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.71 DOI:10.33920/vne-04-2501-03

Обслуживание крупных корпоративных клиентов в коммерческом банке: проблемы и перспективы развития

Сергей Петрович Сазонов доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и финансов производственных систем», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 400005, г. Волгоград, просп. В. И. Ленина, д. 28, E-mail: sazonovsp08021951@gmail.com, ORCID: 0000-0003-3485-8390
Алёна Александровна Кузьмина кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 400005, г. Волгоград, просп. В. И. Ленина, д. 28, E-mail: helenderbet@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8645-7911
Евгения Олеговна Ткачева магистрант, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 400005, г. Волгоград, просп. В. И. Ленина, д. 28
Зарина Кадамовна Маткурбанова студент, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 400005, г. Волгоград, просп. В. И. Ленина, д. 28
Левон Эдикович Будагян студент, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 400005, г. Волгоград, просп. В. И. Ленина, д. 28

Данная статья посвящена анализу обслуживания крупных корпоративных клиентов в коммерческом банке. На первом этапе в рамках исследования рассматриваются теоретические аспекты обслуживания корпоративных клиентов в коммерческих банках, выделяется важность корпоративных клиентов для банковской сферы. В статье анализируется современное состояние банковского сектора России, характеризуются основные макроэкономические показатели деятельности банковской сферы, выделяются изменения в структуре и количестве банковских учреждений. Рассматриваются причины сокращения числа кредитных организаций, включая уменьшение банков с универсальной и базовой лицензиями, а также выявленные проблемы, такие как высокая убыточность и недостаток устойчивых источников дохода. Кроме того, проводится анализ современной практики обслуживания крупных корпоративных клиентов в ПАО «Сбербанк», а также анализируется качество обслуживания корпоративных клиентов в банке, являющемся объектом исследования, и в банках-конкурентах. Приводится результат критериальной оценки качества сервиса банков, включающий в себя выделение преимуществ и недостатков в обслуживании. Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации банковского сектора к изменяющимся экономическим условиям и вызовам, а также высокой конкуренции в данной отрасли. Научная новизна заключается в разработке мер, позволяющих повысить качество обслуживания корпоративных клиентов в банковской сфере на примере конкретного банка. Статья подчеркивает важность улучшения корпоративного управления в коммерческих банках. По результатам проведенного исследования были выявлены недостатки в обслуживании корпоративных клиентов ПАО «Сбербанк» и предложен комплекс мероприятий по совершенствованию комплексного обслуживания корпоративных клиентов, способствующий повышению их удовлетворенности.

Литература:

1. Васильев, И. И. Перспективное направление развития технологий дистанционного банковского обслуживания в условиях цифровизации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2023. — № 4-2. — С. 11–18. doi.org/10.37882/2223-2974.2023.04-2.02

2. Галанов, В. А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник — М.: Форум, 2020. — 414 с.

3. Звонова, Е. А. Деньги, кредит, банки: учебник — М.: ИНФРА-М, 2022. — 592 с.

4. Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации № 252 октябрь 2023 г. // Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (дата обращения: 10.10.2024)

5. Premium Banking 2022 // Frank RG. [Электронный ресурс]. URL: https://frankrg.com/research/premium-banking-2022 (дата обращения: 15.10.2024).

1. Vasiliev, I. I. (2023). Perspektivnoe napravlenie razvitiia tekhnologii distantsionnogo bankovskogo obsluzhivaniia v usloviiakh tsifrovizatsii [Promising direction of development of remote banking technologies in the context of digitalization]. Sovremennaia nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriia: Ekonomika i parvo [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law]. No. 4-2, pp. 11–18. doi.org/10.37882/2223-2974.2023.04-2.02. (In Russian)

2. Galanov, V. A. (2020). Finance, money circulation and credit: textbook. — Moscow: Forum, 414 p. (In Russian)

3. Zvonova, E. A. (2022). Money, credit, banks: textbook. — Moscow: INFRA-M, 592 p. (In Russian)

4. Bank of Russia (2023). Statistical indicators of the banking sector of the Russian Federation No.252 October 2023. — Available at: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (accessed: 10.10.2024)

5. Frank RG (2022). Premium Banking 2022. — Available at: https://frankrg.com/research/premium-banking-2022 (accessed: 15.10.2024). (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 28.10.2024

Дата принятия рукописи в печать: 22.11.2024

Конкуренция стимулирует поиск коммерческими банками новых сфер деятельности, увеличение количества предоставляемых клиентам услуг и повышение качества их обслуживания. Согласно прогнозам, в условиях обострения конкуренции коммерческие банки будут вынуждены все больше внимания уделять реализации высококачественному обслуживанию своих клиентов с учетом их специальных потребностей. Именно при построении качественных досрочных отношений с клиентами становится возможным выполнение многих задач, которые выделяет для себя коммерческий банк.

Поскольку корпоративные клиенты составляют значительный сегмент банковской деятельности, выделение особенностей банковских операций для крупных корпоративных клиентов требует отдельного внимания.

В этой связи возникает необходимость поиска коммерческими банками более совершенных форм взаимоотношений с крупными корпоративными клиентами на основе клиентоориентированного подхода. Важность системного взгляда на формирование взаимоотношений коммерческих банков с крупными корпоративными клиентами обусловила актуальность выбранной темы исследования. Теоретическая и эмпирическая база исследования — законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы обслуживания крупных корпоративных клиентов в коммерческом банке, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в сфере обслуживания крупных корпоративных клиентов.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных рекомендаций для повышения эффективности комплексного обслуживания крупных корпоративных клиентов в коммерческом банке. Ведь работа с крупными корпоративными клиентами — одно из ключевых направлений деятельности коммерческих банков и важная составляющая банковского сектора, которая может стать перспективным и значимым источником привлечения ресурсов для достижения высоких финансовых результатов.

Для Цитирования:
Сергей Петрович Сазонов, Алёна Александровна Кузьмина, Евгения Олеговна Ткачева, Зарина Кадамовна Маткурбанова, Левон Эдикович Будагян, Обслуживание крупных корпоративных клиентов в коммерческом банке: проблемы и перспективы развития. Международная экономика. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: