По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Общие процессы обмена информацией между таможенными органами государств — членов ЕАЭС

Вахрушев В. Ю. канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Тел. 8 (995) 919-94-64, e-mail: Vakhrushev-Vyu@rudn.ru
Шленская М. В. студент 4-го курса по специальности «Таможенное дело», РУДН, корреспондент журнала «Таможенное регулирование. Таможенный контроль», e-mail: rita.shlenskaya@gmail.com

В статье проведен теоретический анализ использования таможенными органами государств — членов ЕАЭС перечня общих процессов в таможенной сфере и их реализации. Рассматриваются этапы утверждения нового общего процесса и преимущества информационного взаимодействия между таможенными органами ЕАЭС.

Литература:

1. В Союзе оцифрованы еще четыре межгосударственных процесса // Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/Pages/28-04-2020-3.aspx (дата обращения: 10.07.2020).

2. Хотько А. Интегрированная информационная система // ЦИФРОВАЯ ПОВЕСТКА ЕАЭС 2016–2019–2025. — М., 2019. — С. 149–160.

3. Решение Коллегии ЕЭК от 14.04.2015 № 29 «О перечне общих процессов в рамках Евразийского экономического союза и внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 г. № 132» // Альта-Софт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.alta.ru/tamdoc/15kr0029/ (дата обращения: 02.07.2020).

4. Реализация общих процессов в рамках Союза // Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/dmi/inftech/op/Pages/ default.aspx (дата обращения: 02.07.2020).

5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2016 № 169 «Об утверждении Порядка реализации общих процессов в рамках Евразийского экономического союза» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_20960 2/92d3e3d03094ed76da5c15fa72b 687f1cebd5931/ (дата обращения: 02.07.2020).

6. Евразийская открытая модель информационной интеграции // Модель общих процессов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eomi.eaeunion.org/ru/#/ (дата обращения: 10.07.2020).

7. Сакович С. И. Информационный обмен между ФТС России и таможенными службами других государств // Бюллетень инновационных технологий. — 2019. — Т. 3. — № 3 (11). — С. 36.

8. Обмен информацией между таможенными органами государств — членов Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_ infr/Pages/Обмен-информациеймежду-таможенными-органамигосударств-членов-Евразийскогоэкономического-союза.aspx (дата обращения: 31.07.2020).

Вопросы дальнейшей интеграции государств в рамках Евразийского экономического союза актуальны как с практической, так и с теоретической стороны. Интеграция с сфере таможенного дела в первую очередь связана с информационным взаимодействием и обменом между таможенными органами государств — членов Союза, которые осуществляются посредством реализации так называемых общих процессов, утверждающихся Евразийской экономической комиссией. Реализация общих процессов позволяет осуществлять беспрепятственное информационное взаимодействие между государственными органами на постоянной основе: так, с начала 2020 г. между государствами, входящими в ЕАЭС, и Евразийской экономической комиссией было передано и обработано более 8 млн электронных сообщений [1].

Современные подходы к информационной интеграции в рамках ЕАЭС имеют три направления — унификацию, стандартизацию и гармонизацию и направлены на централизованный обмен информацией между государствами — членами Союза, а также выравнивание их экономического развития [2]. Кроме того, обязательным условием для формирования информационного обмена является использование международных стандартов в его основе.

В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза общие процессы в рамках ЕАЭС — это операции и процедуры, регламентированные (установленные) международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена.

Перечень общих процессов в рамках функционирования ЕАЭС определен в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 г. № 29. Все общие процессы в документе разделены на 18 позиций:

1. Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств — членов ЕАЭС, при регулировании внешней и взаимной торговли.

2. Формирование, ведение и использование общих информационных ресурсов (реестров, перечней, классификаторов) для поддержки деятельности таможенных органов государств — членов ЕАЭС.

Для Цитирования:
Вахрушев В. Ю., Шленская М. В., Общие процессы обмена информацией между таможенными органами государств — членов ЕАЭС. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: