Экспертами было проанализировано пять групп параметров:
●физическая доступность для населения,
●ценовая доступность,
● эффективность транспортной сети,
●комфорт,
●безопасность.
Рассмотрим подробнее проанализированные параметры (см. табл. 1).
Близость остановочных пунктов относительно мест проживания жителей и мест притяжения. Их анализ показывает, как быстро потенциальный пассажир может добраться до ближайшей остановки, а также до места назначения.
Качество обслуживания через призму финансовых возможностей пассажиров. Ключевой мерой сравнения в данной группе выбран социально обоснованный тариф (СОТ) — стоимость разового билета, рассчитанная с учетом средневзвешенных душевых доходов населения.
Параметры системы общественного транспорта, имеющие непосредственное отношение к процессу перевозки пассажира и влияющие на скорость перемещения.
Тарифная система и функциональность транспортной карты, сервисы информирования о работе транспортной системы, имиджевая состав ляющая и характеристики подвижного состава.
Показатели, характеризующие потенциальные риски использования общественного транспорта для пассажира. В группу также входят показатели, связанные с экологической обстановкой в городе (состояние электротранспорта), что одновременно является гарантом устойчивого развития территории.
Это первое подобное исследование в России.
В качестве источников для проведения исследования использовались программные средства ГИС-анализа и поисково-информационные картографические сервисы, а также официальные источники открытых данных, в т.ч. государственная статистика. Кроме того были привлечены сторонние источники (региональные новостные порталы, общественные проекты и базы данных).
Мы надеемся, что сформированная в процессе работы оценка качества транспортного обслуживания позволит отразить актуальную картину состояния общественного транспорта в стране и создаст базу для наблюдения динамики. Кроме того, этим исследованием мы стремимся привлечь внимание к проблеме информационного обеспечения деятельности общественного транспорта, помочь регионам свежим взглядом посмотреть на существующие социальные стандарты транспортного обслуживания населения.