Прежде всего определим, что общероссийская идентичность понимается нами как гражданская, национально-культурная идентичность народов России, которая означает не просто общность формального гражданства и даже не только языка или традиций, которые часто выступают как заданные человеку при рождении и обусловленные обстоятельствами жизнедеятельности, но общность, осознаваемая, выстраиваемая в течение достаточно продолжительного времени, направленная на создание гражданского содружества, сознательно принимающего определенную совокупность общих для всех символов и значений.
То есть специфику общероссийской идентичности образуют не внешние факторы, достаточно существенные, но внутренние, имплицитные, проявляющиеся в доминирующих в ее пространстве представлениях о собственной исторической миссии, о собственном значении в мировом развитии, о целях, которые выражаются в символах, мифологемах, сакрализуемых событиях, в исторически сложившейся системе единых духовнонравственных и культурно-исторических ценностей граждан России в целом, а также ценностей самобытных культур многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемой части российской культуры [8]. Общероссийская идентичность, таким образом, выступает как относительная устойчивость параметров, становящихся основой самотождественности и общественных образований и личности.
Специфика российской цивилизации нашла отражение в работах русских философов-идеалистов, которые рассматривали ее как результат развития духа и, соответственно, как воплощение особенного, специфического, а не всеобщего, универсального. Н. Данилевский связывал полноту реализации замысла каждой из культур не только с развитием ее рационального элемента (со степенью реализации «разумности» человека), но и с полнотой самоосуществления человека во всей его глубине и цельности, со степенью практического осуществления идеалов «правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния» [3, c. 106], с возможностью воплощения личности в ее идеях и идеалах, с соответствием характера культуры и человека области имманентной трансцендентности, к которой относится индивидуальное и неповторимое душевно-духовное ядро личности, с обретением жизнью целостности внутреннего бытия с целостностью внешнего мира, с возможностью обретения человеком смысла исторического существования.