Статистические методы обработки данных контроля качества продукции включают в себя и экспериментальное, и теоретическое начала. Статистика исходит прежде всего из опыта. Недаром ее зачастую определяют как науку об общих способах обработки результатов эксперимента. Обработка массовых опытных данных представляет самостоятельную задачу. Иногда простая регистрация наблюдений приводит к значимому выводу. Так, если на предприятии объем валового продукта из года в год растет, то это говорит о его устойчивом развитии. В большинстве случаев для обработки опытного статистического материала используются математические модели, основу которых составляют идеи и методы теории вероятности.
Теория вероятности представляет собой науку о массовых случайных явлениях. Случайность означает, что значение рассматриваемого параметра отдельного явления (объекта) в своей основе не зависит и не определяется значениями этого параметра у других явлений, входящих в ту же совокупность. Основной характеристикой случайного явления является распределение вероятности.
Распределение представляет наиболее общую характеристику массовых случайных явлений. Задание исходного распределения нередко предполагает построение математической модели соответствующих областей действительности. Построение и анализ таких моделей и составляют основную направленность статистических методов. Построенная математическая модель, в свою очередь, указывает, какие переменные следует измерять и какие из них имеют основное значение. Но главное в построении математической модели состоит в объяснении исследуемых явлений и процессов. Если модель достаточно полна, то она описывает зависимости между основными параметрами этих явлений.
Статистические методы играют важную роль в объективной оценке количественных и качественных характеристик процесса и являются одним из важнейших элементов системы обеспечения качества продукции и всего процесса управления качеством.
Статистические методы признаются важным условием эффективного определения качества продукции. Методы, основанные на статистическом подходе, получили название «Семь инструментов качества» и используются на всех этапах жизненного цикла изделий. Наиболее часто применяются следующие из них: