Эффективность разработки и внедрения современных концепций устойчивого развития сельских территорий в значительной степени определяется уровнем компетенции специалистов, занимающихся решением насущных проблем российского села. В данном контексте представляется актуальным рассмотрение образовательных моделей и технологий подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 — Архитектура в Государственном университете по землеустройству. Организация учебного процесса предусматривает освоение дисциплин путем комплексного подхода к изучению материала. Это проведение не только традиционных академических форм занятий, выстроенных в формате лекций и семинаров, но и вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и проектно-изыскательскую деятельность в рамках аудиторных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу. Заметным явлением в ряду новейших образовательных технологий является активное использование интерактивных форм выполнения заданий, презентации и защиты результатов проделанной работы.
Примером инновационного образовательного проекта, направленного на исследование источников по истории и культуре села, популяризацию самобытных традиций сельского быта, уникальных памятников деревянного и древнерусского белокаменного зодчества, строительных технологий, ремесленного производства, народных промыслов может служить проект «Культурное наследие малых городов и сел России». Нормативно-правовой базой служит российское законодательство в сфере развития АПК, регулирования отношений в области земельных отношений, культурной деятельности, а также международные конвенции, хартии и соглашения по сохранению культурного наследия [1].
В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года закреплен государственный подход к сельским территориям как важнейшему ресурсу страны. В тексте документа отмечается, что, несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий [2].