По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Образовательный проект «Культурное наследие малых городов и сел России»

Широкорад И. И. д-р ист. наук, профессор, проректор по учебной работе, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Пакунова Т. А. канд. ист. наук, доцент, декан архитектурного факультета, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

В статье рассматривается опыт внедрения в учебный процесс аграрного вуза образовательного, научно-исследовательского и просветительского проекта для студентов, обучающихся по направлению 07.03.01 — Архитектура. Представлены цель, задачи, основные этапы и результаты проведения научных изысканий в области материальной и духовной культуры малых городов и сел России, обосновывается практическая значимость проекта.

Литература:

1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73‑ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 06.01.1999 № 7‑ФЗ «О народных художественных промыслах»; Федеральный закон от 26.05.1996 № 54‑ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136‑ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018); Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190‑ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018); Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест (1964); Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972); Нарский документ о подлинности (1994); Конвенция по защите нематериального культурного наследия от 17.10.2003 и др.

2. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151‑р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» (ред. от 13.01.2017).

3. Проект «Общее дело». [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://obsheedelo.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

4. Зайцева Г. За два года мы не продвинулись ни на шаг // Охраняется государством. — 2018. — № 5. — С. 14–15; Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// opendata.mkrf.ru/

Эффективность разработки и внедрения современных концепций устойчивого развития сельских территорий в значительной степени определяется уровнем компетенции специалистов, занимающихся решением насущных проблем российского села. В данном контексте представляется актуальным рассмотрение образовательных моделей и технологий подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 — Архитектура в Государственном университете по землеустройству. Организация учебного процесса предусматривает освоение дисциплин путем комплексного подхода к изучению материала. Это проведение не только традиционных академических форм занятий, выстроенных в формате лекций и семинаров, но и вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и проектно-изыскательскую деятельность в рамках аудиторных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу. Заметным явлением в ряду новейших образовательных технологий является активное использование интерактивных форм выполнения заданий, презентации и защиты результатов проделанной работы.

Примером инновационного образовательного проекта, направленного на исследование источников по истории и культуре села, популяризацию самобытных традиций сельского быта, уникальных памятников деревянного и древнерусского белокаменного зодчества, строительных технологий, ремесленного производства, народных промыслов может служить проект «Культурное наследие малых городов и сел России». Нормативно-правовой базой служит российское законодательство в сфере развития АПК, регулирования отношений в области земельных отношений, культурной деятельности, а также международные конвенции, хартии и соглашения по сохранению культурного наследия [1].

В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года закреплен государственный подход к сельским территориям как важнейшему ресурсу страны. В тексте документа отмечается, что, несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий [2].

Для Цитирования:
Широкорад И. И., Пакунова Т. А., Образовательный проект «Культурное наследие малых городов и сел России». Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: