По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Образовательный контент в цифровую эпоху: чтение остается ключевым показателем качества в вузах

По каким критериям оценивается качество образования в университете? Аккредитованность образовательных программ? Цитируемость авторов? Процент трудоустроенности выпускников и их средняя зарплата? Всё перечисленное, безусловно, важно. Но что насчет такого показателя, как чтение литературы?

• Нужно ли замерять статистику чтения студентами литературы, особенно сейчас, когда оцифрованы огромные объемы различных источников знаний и есть возможность собирать и анализировать по ним данные?

• Кому в университете были бы полезны эти статистические данные и почему с ними, как и с цифровыми следами студентов, тоже нужно уметь работать?

• Как статистика чтения влияет на успех вуза?

• Возможно ли рейтинговать вузы по тому, какие из них больше всех читают учебный контент, и как эти результаты можно представлять работодателям, министерству-учредителю, абитуриентам?

Разбираем эти вопросы с опорой на мнение ректоров, социологов, экспертов образования.

Обязательный элемент культуры высшего образования

Чтение учебной и научной литературы — важнейший показатель качества образовательного процесса в вузе и обязательный элемент культуры высшего образования. С этим тезисом согласятся, пожалуй, все университеты: классические и технические, аграрные и творческие. Если студенты в конкретном вузе в целом не читают, не используют в учебном процессе литературу, не обращаются к ней при подготовке проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ, — ни о каком качественном образовании в этой организации не приходится говорить. Очевидно, что это серьезное упущение в образовательной политике вуза, последствия которого не измеримы в цифрах, но могут быть фатальны в будущем, когда выпускник придет в профессию.

Насколько активно студенты читают, к каким источникам обращаются, на что ссылаются, кого из авторов цитируют, какой контент используют чаще всего в обучении — из всего этого, в том числе, складывается фундамент базовой профессиональной подготовки. В конечном итоге все это влияет на успеваемость и успешность обучения, а значит, опосредованно и на имидж университета.

Аргумент, что поколение Z, которое сейчас учится в вузах, мало читает, в контексте высшего образования малосостоятелен. Задача университетов как раз и состоит в том, чтобы настроить свои ресурсы под особенности студентов нового поколения.

Кризис текстовой культуры

Молодые люди, которым сегодня 18–20 лет, читают учебную и научную литературу иначе, не так, как поколение их преподавателей профессоров, по-другому воспринимают и «потребляют» образовательный контент. Специалисты связывают эту особенность с кризисом текстовой культуры. Подробно это явление в своих работах описывает профессор Вадим Радаев, руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований, первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Исследователь, социолог, он называет одной из ключевых проблем современного университетского преподавания неготовность «студентов нового поколения читать и разбирать сложные академические тексты», на которых базируется большинство преподавательских приемов.

«… студенты все менее охотно читают предлагаемые длинные сложные тексты (включая обычные академические статьи) или делают это как-то иначе и воспринимают их по-иному. Как правило, они не склонны продираться через сложные текстовые построения и преодолевать сопротивление тугого материала. Формируется принципиально иное отношение к тексту — не как к источнику сокрытого в его недрах смысла, который еще нужно из него добывать упорным трудом, а как к источнику информации, которая должна быть очищена, нарезана, упакована и готова к употреблению, подобно продуктам в супермаркете»1 .

Отсюда привычка студентов получать информацию небольшими порциями, желательно с визуальным сопровождением, предпочтение кратким конспектам, нарезкам контента, подборкам, дайджестам, прямым ссылкам на нужный отрывок из учебника. Удобно упакованный материал не предназначен для вдумчивого чтения и осмысления, но зато быстро обрабатывается мозгом, позволяет за секунды получить ответ на свой запрос, выполнить одновременно несколько задач. Насколько хорошо усваивается полученная таким образом информация, и как долго она хранится в памяти — это уже тема для отдельного анализа.

Читать стали больше

Кризис не означает, что студенты стали читать меньше — изменился способ восприятия и «обработки» информации. Более того, количество обращений к источникам растет при условии, если в вузе студентам, аспирантам, исследователям доступно много разного качественного контента. Это подтверждается, к примеру, опытом сетевого образовательного проекта «Консорциум сетевых электронных библиотек» от Образовательной системы Лань, общий фонд которого по всем дисциплинам и направлениям подготовки составляет 77 500 наименований изданий от 397 образовательных организаций.

— Мониторинг использования контента из общего фонда Консорциума СЭБ демонстрирует, что динамика книговыдачи растет из года в год: с 1,2 млн в 2021 г. и 2,4 млн в 2022 г. до 3,55 млн в 2023 г., — рассказывает Александр Никифоров, директор Образовательной системы Лань, оператор проекта. — Ежегодно растет число участников Консорциума СЭБ и, соответственно, количество студентов, которым доступен огромный массив изданной вузами литературы. Мы не можем сказать наверняка, что в большей степени влияет на рост книговыдачи: увеличение числа читателей, или тот факт, что они стали больше читать. Впрочем, это и не столь важно — и то, и другое во благо образованию.

Вузы — участники Консорциума СЭБ активно читают не только свой профильный контент в общем фонде, но и обращаются к изданиям образовательных организаций другой отра слевой принадлежности. Аграрные университеты читают контент технических вузов, творческие институты обращаются к литературе от классических и педагогических университетов.

Взаимообогащение знаниями и наработками разнопрофильных вузов создает возможности для междисциплинарного обучения, широты образования, развития не только профессиональных компетенций, но и мягких навыков, отвечает требованию настраивать студентов на обучение в течение всей жизни, базой для которого остается умение работать с разнообразным контентом.

Когда в университете создают все необходимые условия для удобного доступа к большому фонду нужной качественной литературы, это непременно отражается на статистике чтения — ее показатели растут, а главное — студенты больше читают.

Мнение ректоров

«О чем ректору говорит факт статистики, что студенты возглавляемого им вуза активно читают электронный образовательный контент (статистику по которому можно измерить)? Если бы по показателю активности чтения существовал рейтинг российских вузов и вы были бы в его топе — для вас это был бы показатель, который реально влияет на качество образования, или вопрос, который находится исключительно в зоне ответственности библиотеки и никак за ее пределами не используется?» С такими вопросами мы обратились к ректорам университетов.

справка

Вузы — участники проекта «Консорциум сетевых электронных библиотек» размещают на единой цифровой платформе ЭБС Лань (e.lanbook.com) изданную у себя учебную и научную литературу и получают бесплатный взаимный доступ к электронным материалам других участников Консорциума СЭБ.

Комментарий ректора Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Салавата Сагитова:

— Для нас статистика востребованности контента БГПУ им. М. Акмуллы — а мы входим в топ-20 вузов, чей контент прочитало больше всего организаций — показывает, насколько участники Консорциума СЭБ внедряют его в образовательный процесс, в свои программы обучения, рекомендуют наработки своим студентам.

В связи с этим мы предлагаем своим авторам учебников обращать особое внимание на качество содержащейся в них информации, а преподавателям — обязывать студентов пользоваться учебниками университета, которые представлены на платформе проекта. Это позволит улучшить показатели в рейтинге.

Комментарий ректора Московского государственного лингвистического университета Ирины Краевой:

— Современному поколению студентов удобно читать электронный контент на различных устройствах (ноутбуках, планшетах) и в любом месте, где есть Wi-Fi, а мультимедийные форматы (аудио, видео) помогают лучше усваивать материал, делают процесс обучения более интересным.

В нашем вузе изучается 40 иностранных языков, и опыт показывает, что далеко не все языки студентам «удобно» учить в электронном формате. Здесь мы говорим о таких языках, как вьетнамский, китайский, корейский, арабский, хинди, суахили. Например, электронного контента по теоретической грамматике по многим языкам просто нет. Но существуют прекрасные классические учебники, которые по сей день используются в преподавании.

С 2020 года все учебники и учебные пособия МГЛУ размещаются в электронной библи отеке нашего вуза, что значительно облегчает студентам образовательный процесс по многим профильным дисциплинам. Но есть и те, кто специально приходят в библиотеку, чтобы взять именно бумажный учебник по языку, и таких студентов в нашем вузе очень много. Отмечу, что электронный контент МГЛУ будет представлять интерес только для ограниченного числа вузов и направлений подготовки лингвистической направленности.

Если бы наш вуз оказался в топе по активности чтения электронного образовательного контента, безусловно, это бы повлияло на качество образования. В любом случае, пусть наши студенты сами делают свой выбор: печатный или электронный учебник. А мы им в этом поможем.

Как и где использовать статистику чтения

Каким образом можно использовать данные о статистике чтения в вузе и его месте в топе рейтинга самых читающих университетов страны? Это может быть весомым аргументом при ведении приемной кампании — в первую очередь, для родителей абитуриентов как показатель качества образовательного процесса.

Для работодателей выпускников это тоже может быть маркером: специалист, отучившийся в вузе из топа самых читающих, определенно обладает хорошим потенциалом, навыками самостоятельного поиска решений, умением работать с информацией и готовностью осваивать новое.

В заключение

Чтение как часть образовательного процесса в вузах не утратило своей значимости, и статистика это подтверждает, более того — ее динамичный рост говорит о том, что с увеличением объема цифрового контента его и читают больше. А то, как это влияет в целом на возможности всей образовательной организации, свидетельствует о том, что вопрос поддержания читательской активности должен находиться в сфере интересов не одной лишь библиотеки, а вузовского руководства в целом.

new

Половина россиян планирует увеличить расходы на образование

Чуть более половины россиян (56%) планируют увеличить расходы на саморазвитие и образование с началом нового учебного года. При этом 70% опрошенных признались, что регулярно занимаются своим образованием, а четверть респондентов уверена, что учиться никогда не поздно. К таким выводам 3 сентября пришли аналитики НПФ «Достойное будущее» и проекта по финансовому просвещению «Графин», проведя опрос среди 1,5 тыс. респондентов.

Примечательно, что только каждый восьмой россиянин не считает нужным вкладываться в самообразование.

Отвечая на вопрос «Какие именно направления интересны?», опрошенные в первую очередь выделили дисциплины по общему интеллектуальному развитию (этот вариант отметили 34% опрошенных). Сюда вошли вокал, изучение иностранных языков, искусство и т.д. На втором месте по популярности — психология, ее выделили 30% респондентов. На третьем месте  навыки по умению работать в команде (19%). На четвертом  физические активности: желание развиваться в спорте, в танцевальном направлении отметили 9% респондентов.

При этом на вопрос «Как именно вы сегодня занимаетесь саморазвитием?» 23% опрошенных ответили, что читают соответствующую литературу. Почти столько же (22%) подчеркнули, что посещают профильные курсы и тренинги. Каждый пятый респондент рассказал, что получает еще одно высшее образование по профильному направлению.

Стоит отметить, что россияне сегодня предпочитают комбинировать формы обучения. Почти половина (45%) респондентов отметила, что использует как онлайн-, так и офлайн-формат. Только очно готова заниматься четверть респондентов (26%), исключительно онлайн — 29%.

Вопреки распространенному мнению, что обучением нужно заниматься только в молодости, 78% респондентов уверены, что учеба актуальна и после 35 лет. Так, например, треть опрошенных отметила, что самообразовываться и обучаться нужно до 45 лет, 18% респондентов назвали возраст до 60 лет, а чуть более четверти опрошенных (27%) отметили, что учиться никогда не поздно.

Язык статьи:
Действия с выбранными: