Фонд веймарской классики (Klassik Stiftung Weimar) — второй по величине (после Фонда прусского культурного наследия) культурный фонд Германии. Он объединяФ ет более 20 всемирно известных музеев, дворцов, парков, достопримечательных мест, литературных и художественных коллекций. Среди них — Архив и мемориальные дома И.В. Гете, Ф. Шиллера, Ф. Листа, Ф. Ницше, Библиотека герцогини Анны Амалии — одно из старейших придворных книжных собраний, открытых для публичного посещения еще в 1691 году, которой руководил Гете, Музей Баухауза и др. 11 из объектов Фонда веймарской классики включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Музеи Веймара выполняют классические функции, которые характерны и для других музеев мира, — сохранение, изучение, презентация и публикация наследия классической немецкой культуры. Особенность же состоит в том, что музеефицированы не только коллекции, но и вся историко-культурная среда города, насыщенность которого необычайно велика.
Ежегодно Веймар посещают более 700 тыс. туристов из Германии и других стран мира. Казалось бы, такая популярность должна успокаивать. Однако все чаще сотрудники фонда с тревогой отмечают появление проблем. Одни люди, приезжая в Веймар, стремятся найти подтверждение своему собственному восприятию немецкой классики и «увидеть» знакомые литературные произведения, другие же, в том числе молодежь, все более нуждаются в актуализации немецкой классики, понимании вечности ее сюжетов, тесной связи с современностью.
Поэтому Веймар сегодня — достаточно противоречивое и одновременно крайне символичное место.
Образование в области культуры остается в Германии явлением исключительным, доступным «для избранных». Среди тех, кто посещает музеи и памятники города Шиллера и Гете, далеко не все граждане Германии. Стремление охватить как можно больше слоев населения, в том числе новых жителей страны, заинтересовать их классической немецкой литературой, привлечь к активному участию в жизни музеев — одна из главных задач, которые ставят перед собой сотрудники фонда1 . Кроме того, в цифровую эпоху заметно меняются восприятие культуры и роль музеев в обществе. Привлечение новой аудитории — это вопрос будущего музеев. Настало время задуматься о том, кому будут интересны произведения немецких классиков через 20 лет, и представлять их прежде всего в контексте культуры современности.