Современные музеи переходят от пассивного созерцания к созданию индивидуального опыта, экспериментам с новыми методами передачи информации и развитию коммерческой деятельности. Новые взгляды на культуру позволяют переосмыслить образовательную функцию мемориальных музеев. Теперь они воспринимаются как динамичные пространства с мощным информационным и эмоциональным воздействием, где человек взаимодействует с культурными реалиями прошлого и его наследием.
Методологической основой образовательной функции музеев является концепция диалога, разработанная Бахтиным и переосмысленная Библером. Культура понимается как форма общения между различными поколениями. Философ Федоров видел музей как посредника между прошлым и будущим, обеспечивающего связь с культурным наследием.
В современном мире мемориальный музей играет ключевую роль в гуманитарном развитии личности, выступая как связующее звено между текущей жизнью человека и историко-культурным наследием. Он помогает посетителям адаптироваться к культурной среде и понять её ценности, расшифровывая культурные коды с помощью исторических объектов и произведений искусства. Музей создает смыслы и моделирует диалог, который важен для постижения культуры.
Образовательная функция такого музея заключается в обучении языку культуры и способности анализировать её семантику, интерпретировать травматические события прошлого для их переоценки. Этот процесс многоступенчатый и многоаспектный. Эффективность образовательной работы музея зависит от развития музейной педагогики, которая включает методологию и методику реализации образовательных функций. Музейная педагогика позволяет создавать педагогически ценные экспозиции, выставки и интерактивные пространства, разрабатывать специальные программы для разных групп аудитории.
Системный подход к образовательной деятельности музея включает сотрудничество с образовательными учреждениями и учёт особенностей аудитории. Важно также учитывать обратную связь от посетителей и проводить оценку эффективности программ с помощью психологических и социально-психологических исследований.