Сокращение расходов государственного бюджета на сферу образования вынуждает активно искать наиболее оптимальные альтернативные источники финансирования деятельности образовательных организаций в части оплаты стоимости образовательных услуг обучающимся. Многие страны ввели систему образовательных кредитов для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на высшее образование и постепенно перейти к ситуации, когда образовательные организации (прежде всего вузы) финансируются в основном за счет взимаемой ими платы за обучение. Так произошло в Австралии, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, США. Кредиты студентам для оплаты обучения предоставляются государством, самими учебными заведениями, частными организациями. При этом зарубежный опыт опирается на различные системы финансовой помощи, включая образовательные кредиты и государственные субсидий1.
Оптимизация бюджетных расходов на сферу образования в рамках решения стратегических задач развития и модернизации экономики рассматривается в качестве одного из главных аргументов в пользу развития образовательного кредитования и в России2. При этом в нашей стране в настоящее время актуальность развития системы образовательного кредитования объясняется тем фактом, что практически 60% студентов, принятых в образовательные организации высшего образования, оплачивают свое образование3. Государство в первоочередном порядке заинтересовано в подготовке специалистов по основным образовательным программам.
Фактически, посредством данного финансового инструмента, как отмечают специалисты, «происходит переход от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к реструктуризации этого сектора на основе использования новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования, обеспечивающих заинтересованность государственных органов и бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, также разумной экономии средств»4.