По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.77

Образовательное кредитование как инструмент государственного регулирования в сфере финансирования высшей школы

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

В статье проводится анализ организационных и правовых проблем образовательного кредитования в рамках политики государства по обеспечению доступности высшего образования в условиях сокращения бюджетных расходов на социальную сферу. В контексте современных тенденций государственного регулирования высшей школы образовательное кредитование рассматривается как инструмент обеспечения права граждан на высшее образование и дополнительный способ финансирования образовательных организаций в Российской Федерации.

Литература:

1. Абанкина И.В. Государственное финансирование высшего профессионального образования — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.

2. Аронова С.А. Образовательные кредиты как новое направление деятельности банков России и их связь с уровнем доходов населения // Банковское право. — 2006. — № 4. — С. 24–27

3. Беляков С.А. Основные направления государственного регулирования высшего образования за рубежом. СПб.: СПбУЭФ, 1996. — С. 84.

4. Богданова А.В., Ялбулганов А.А. Образовательный кредит в Российской Федерации // Реформы и право. — 2015. — № 4. — С. 77–81.

5. Дегтярева Л.Р. Финансово-правовое регулирование институтов системы российского образования как основа его модернизации // Юридический мир. — 2014. — № 6. — С. 59–68.

6. Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

7. Мошкова Д.М. К вопросу о финансировании образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 3. — С. 265–268.

8. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. М.: Деловой двор, 2013.

9. Нудель С.Л. Особенности квалификации мошенничества в сфере кредитования // Российский следователь. — 2013. — № 13. — С. 18–21.

10. Сапрыкин А. Государство и фундаментальное образование: национальные модели // Высшее образование в России. — 2005. — № 1. — С. 148–155.

11. Сюбарева И.Ф. Правовое регулирование финансово-экономического механизма сферы образования: соотношение публичного и частного // Журнал российского права. — 2013. — № 10. — С. 28–34.

12. Щербак Е.Н. Модернизация государственного регулирования повышения спроса на образовательные кредиты в России // Новый юридический журнал. — 2011. — № 4. — С. 66–78.

Сокращение расходов государственного бюджета на сферу образования вынуждает активно искать наиболее оптимальные альтернативные источники финансирования деятельности образовательных организаций в части оплаты стоимости образовательных услуг обучающимся. Многие страны ввели систему образовательных кредитов для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на высшее образование и постепенно перейти к ситуации, когда образовательные организации (прежде всего вузы) финансируются в основном за счет взимаемой ими платы за обучение. Так произошло в Австралии, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, США. Кредиты студентам для оплаты обучения предоставляются государством, самими учебными заведениями, частными организациями. При этом зарубежный опыт опирается на различные системы финансовой помощи, включая образовательные кредиты и государственные субсидий1.

Оптимизация бюджетных расходов на сферу образования в рамках решения стратегических задач развития и модернизации экономики рассматривается в качестве одного из главных аргументов в пользу развития образовательного кредитования и в России2. При этом в нашей стране в настоящее время актуальность развития системы образовательного кредитования объясняется тем фактом, что практически 60% студентов, принятых в образовательные организации высшего образования, оплачивают свое образование3. Государство в первоочередном порядке заинтересовано в подготовке специалистов по основным образовательным программам.

Фактически, посредством данного финансового инструмента, как отмечают специалисты, «происходит переход от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к реструктуризации этого сектора на основе использования новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования, обеспечивающих заинтересованность государственных органов и бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, также разумной экономии средств»4.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Образовательное кредитование как инструмент государственного регулирования в сфере финансирования высшей школы. Юрист ВУЗа. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: