В условиях глобальной конкуренции перед государством неминуемо встают вопросы обеспечения безопасности во всех сферах общественной жизни: социальной, экономической, политической и т.п. Важное значение в стратегическом плане получает безопасность в сфере образования, особенного высшего, уровень которого в стране отражает интеллектуальный потенциал развития государства. Образование действует на всех уровнях безопасности: общества, государства, личности [1, с. 14] и относится к тем ключевым сферам жизни общества, в которых нарушение системности и порядка неизбежно ведет к нарастанию рисков и опасностей [2].
Появление «транснациональных» систем в различных областях означает потребность государств в сохранении своих традиционных интересов и приоритетов, что невозможно без необходимых концепций национальной безопасности в глобализирующемся обществе. Под национальной безопасностью Л.И. Шершнев понимает такое состояние российской нации, при котором гарантированы ее выживание, благоприятное устойчивое развитие, защищенность жизненно важных интересов от внутренних и внешних опасностей и угроз [3, с. 30]. Безопасность в широком смысле становится решающим фактором в развитии и обеспечении независимости государства во многих сферах жизнедеятельности. И неслучайно в научной литературе на доктринальном уровне правовое регулирование безопасности воспринимается, например, как одно из направлений развития административного права в стратегии сферы публичных интересов России [4, с. 65]. Именно в ракурсе обеспечения национальной безопасности следует рассматривать защиту интересов государства и применительно к образованию. Основным документами здесь являются Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности», а также Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683), имеющая скорее концептуальный, но не регулятивный характер.
Обеспечение национальной безопасности невозможно вне формирования и развития надлежащей основы безопасности существования как собственно самой сферы образования, так и иных явлений, институтов, а также ее субъектов и объектов [5, с. 60-68]. Защита права представляется одним из специфических и реальных средств обеспечения национальной безопасности, которая, в соответствии с определением, закрепленным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.