По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.03

Образование в XXI веке: проблемы, перспективы, решения

Адлер Ю. П. канд. техн. наук, профессор, действительный член Российской академии проблем качества, почетный президент Международной гильдии профессионалов качества, НИТУ «МИСиС», Москва
Шпер В. Л. канд. техн. наук, доцент, академик Российской академии проблем качества, НИТУ «МИСиС», Москва

В статье предпринята попытка системно ответить на вопрос о проблемах, стоящих перед отечественной системой образования, и о том, что нужно предпринять для ее коренной модернизации в соответствии с требованиями нового времени.

Литература:

1. Деминг Э. Новая экономика. – М.: Эксмо, 2006. – 208 с.

2. Robinson K. How school kill creativity [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ted.com/ talks/ken_robinson_says_schools_ kill_creativity.html (дата обращения 22.07.2015).

3. Закон Гудхарта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (Дата обращения 22.07.2015).

4. Kohn A. Punished by rewards: The trouble with gold stars, incentive plans, a’s, praise, and other bribes: 2 ed. – Mariner books, 1999. – 448 p.

5. Deming W. E. The essential Deming: Leadership principles from father of quality // Ed. by J. N. Orsini. – N. Y.: McGrow-Hill, 2013. – 352 p.

6. Майкоски Б. Оставь свой след. Как построить компанию, которая меняет мир к лучшему. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 208 с.

7. Семлер Р. Выходные всю неделю. Бросая вызов традиционному менеджменту. – М.: Добрая книга, 2007. – 256 с.

8. Шей Т. Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: История создания выдающейся компании из первых рук. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 304 с.

Окончание.

Начало в ГИ № 7, 2015

Как учить? Не вдаваясь здесь в проблемы методик обучения, мы хотели бы поподробнее остановиться на ключевой с нашей точки зрения проблеме – проблеме контроля качества процесса обучения. Дело в том, что именно на этом этапе образовательного процесса зачастую закладывается то отношение к обучению, которое несовместимо с задачей воспитания человека-творца. Мы имеем в виду существующую систему оценивания успеваемости, создание атмосферы страха перед плохой оценкой и погоню за хорошей оценкой, присущую отечественной системе обучения. О бессмысленности такого подхода много писал известный гуру качества д-р Деминг Э. [1, с. 125]:

«В США сегодня много говорят о проблемах образования. Но никаких существенных улучшений не произойдет, пока наши школы не предпримут следующих действий:

• ликвидируют оценки для всех учеников от самых младших классов и до вузов. В системе оценивания ученики стремятся к получению оценок, а не к знаниям…;

• ликвидируют систему вознаграждения по заслугам для учителей;

• отменят рейтинги школ;

• отменят золотые медали для лучших спортсменов или за лучший костюм».

Основные возражения Деминга Э. и многих других согласных с ним специалистов выглядят очень просто.

Во-первых, оценка, как и результат любого процесса, зависят от индивида (обозначим эту часть результата через x), и системы, в которой процесс идет (в данном случае от учителя, класса, школы, района города, города, региона и т. д.). Обозначим эту часть результата через y. В итоге имеем результат R, который зависит и от x, и от y:

У нас нет никакого способа объективно оценить, в какой степени результат зависит от индивида, а в какой от системы, в которой этот индивид действует1.

Во-вторых, отметка – это субъективная оценка ученика учителем, выраженная в некоторой шкале, которая, строго говоря, непонятно как связана и связана ли вообще с будущей эффективностью этого ученика в его будущей деятельности (мы не будем приводить многочисленные известные примеры неправильного оценивания будущих великих личностей их школьными учителями или примеры великих людей, не окончивших вуз).

Для Цитирования:
Адлер Ю. П., Шпер В. Л., Образование в XXI веке: проблемы, перспективы, решения. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2015;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: