По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.03

Образование в XXI веке: проблемы, перспективы, решения

Адлер Ю. П. канд. техн. наук, профессор, действительный член Российской академии проблем качества, почетный президент Международной гильдии профессионалов качества
Шпер В. Л. канд. техн. наук, доцент, академик Российской академии проблем качества, НИУ «Московский институт стали и сплавов», Москва

В статье предпринята попытка системно ответить на вопрос о проблемах, стоящих перед отечественной системой образования, и о том, что нужно предпринять для ее коренной модернизации в соответствии с требованиями нового времени.

Литература:

1. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ: пер. с англ. / Под ред. Скорова Г. Е.; С послесл. Жамина В. А. – М.: Прогресс, 1970. – 261 с.

2. Кун Т. Структура научных революций: пер. с англ. / Общая ред. и послесл. Микулинского С. Р. и Марковой Л. А. – М.: Прогресс, 1975. – 288 с.

3. Образование. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 16.05.2015).

4. Монро П. История педагогики: пер. с англ. / Под ред. Виноградова Н. Д. Ч. 1. Древность и средние века. – М.: Издание товарищества Мир, 1911. – 325 с.

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Ось-89, 1997. – Кн. 1. – 256 с.

6. Черных Е. Третья Индустриальная Революция преобразит весь мир // Комсомольская правда. – 2013. – 14 дек. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kp.ru/ print/26172.7/3060379/ (Дата обращения: 16.04.2015).

7. A third industrial revolution: special report // The economist [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economist.com (Дата обращения: 16.04.2015).

8. Робинсон К. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 368 с.

9. Галкина Е. Дьявольские детали // Эксперт online. – 2012. – 27 окт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru (Дата обращения: 16.04.2015).

10. Милов Г. Мировую отрасль высшего образования ждут серьезные перемены // Ведомости. – 2013. – 10 апр. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti. ru (Дата обращения: 16.04.2015).

11. Университет будущего: Ставка на новое содержание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru (Дата обращения: 16.04.2015).

12. Человеческий капитал: Как модернизировать образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru (Дата обращения: 16.04.2015).

13. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 370 с.

14. Российское образование: цифры и факты // Министерство образования и науки РФ. – 2012. – 17 фев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn (Дата обращения: 16.04.2015).

15. Рукшин С. Е. Дошли до точки невозврата // Санкт-Петербургские ведомости. – 2012. – 23 нояб. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbvedomosti.ru (Дата обращения: 16.04.2015).

«Система образования может потерять способность видеть саму себя. Если она держится за общепринятые нормы только потому, что они устоялись, если она цепляется за ветхие догмы, чтобы не утонуть в море неясного, если она возводит распространенные представления в ранг науки, а инертность считает основой основ – такая система выглядит пародией на образование» [1].

Образование – это область человеческой деятельности, обреченная на перманентное состояние кризиса. Такое состояние обусловлено самой природой вещей, если согласиться с мыслью о том, что к образованию применима теория Куна Т. о структуре научных революций [2]. Стремительная смена парадигм, заметно ускорившаяся в начале XXI в., не оставляет времени на приспособление учебных планов и программ к новым существенно изменившимся требованиям. В широком смысле слова образование – это и продукт становления ума, характера, способностей личности, формируемый обществом с помощью многочисленных институтов, и собственно процесс, благодаря которому общество целенаправленно передает новому поколению свое культурное наследие – знание, ценности, навыки [3]. В обыденном смысле задача образования – формирование хорошо подготовленных к современной жизни людей. Каждая парадигма, каждая эпоха по-своему понимают слова «хорошо подготовленные люди». Если обратиться к вышедшей на заре уже ушедшего века работе известного историка педагогики Монро П. [4], то можно увидеть, что автор выделяет следующие модели главной цели воспитания в соответствующие исторические периоды1:

• первобытное воспитание: непрогрессирующее приспособление;

• восточное воспитание (Китай): повторение пройденного;

• греческое воспитание: прогрессирующее приспособление;

• римское воспитание: подготовка к практической жизни;

• средневековое воспитание: дисциплина.

Давайте попробуем продолжить эту классификацию. Тогда может получиться такая картина:

• первая и вторая промышленные революции (вторая половина XVIII – вторая половина XX в.): систематическая профессиональная подготовка;

Для Цитирования:
Адлер Ю. П., Шпер В. Л., Образование в XXI веке: проблемы, перспективы, решения. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2015;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: