По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Образование в условиях трансформации мировоззрения

Баксанский Олег Евгеньевич ведущий научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, профессор, Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Фурсов Валентин Владимирович доцент Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (РНИМУ) Минздрава России, кандидат философских наук, лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2007 году», Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. E-mail: vfursov@mail.ru

В настоящее время происходят кардинальные изменения в современной научной картине мира, которые настоятельно требуют пересмотреть существующее мировоззрение, и прежде всего его социальногуманитарную составляющую. Однако на деле изучение реальности привело к необходимости сегментировать природу, создать дисциплинарные границы, следствием чего явилась узкая специализация науки и образования, породившая отраслевой принцип организации экономики и производства. Целостная научная картина мира требует возвращения к натурфилософии. Налицо тенденция перехода в научном, социальном и образовательном пространстве от узкой специализации к междисциплинарности, трансдисциплинарной интеграции и конвергентному взаимодействию.

Литература:

1. Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные. — М., 2009.

2. Баксанский О.Е. Методологические основания модернизации современного образования // Философия и культура. — 2012. — № 9. — С. 105–111.

3. Баксанский О.Е. Физики и математики: анализ основания взаимоотношения. — М., 2009.

4. Баксанский О.Е. Философия, образование и философия образования // Педагогика и просвещение. — 2012. — № 2. — С. 6–19.

5. Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание: современные когнитивные концепции. — М., 2008.

6. Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Нанотехнологии. Биомедицина. Философия образования в зеркале междисциплинарного контекста. — М., 2010.

7. Баксанский О.Е., Дергачева Е.А. Конвергентная парадигма современного образования // Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований в экономике и управлении: Матер. III Всеросс. конф. — В 2 т. — Брянск: БГТУ, 2017. — Т. 1. — С. 129–138.

8. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию. — М., 2005.

9. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивный образ мира: пролегомены к философии образования. — М., 2010.

10. Буайе П. Объясняя религию. Природа религиозного мышления. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 496 с.

11. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ. В.Г. МалахиевойМирович и М.В. Шик. — М.: Наука, 1993. — 431 с.

12. Фурсов В.В. Гражданское общество как заказчик образовательных услуг // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2010. — № 11. — С. 27–30.

13. Фурсов В.В. Образование как когнитивная система. Синергетический подход // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2015. — № 10 (100). — С. 117–127.

14. Фурсов В.В. Педагогика третьего тысячелетия требует новой парадигмы // Философия образования. — 2016. — № 4 (67). — С. 13–19.

15. Roco M.C., Bainbridge W.S. Converging technologies for improving human performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. — Dordrecht, 2003. — 488 p.

Научное познание возникло из необходимости создать целостную картину окружающего мира. Именно из холистической концепции природы исходил родоначальник современной физики Исаак Ньютон, хотя дисциплинарная структура научного знания берет свое начало еще в Античности и продолжается вплоть до наших дней. Однако изучение разноаспектной реальности привело к тому, что вместо целостной картины мира наука получила своеобразную мозаику с разной степенью полноты изученных и понятых явлений за счет вычленения модельных сегментов природы, доступных анализу. Желая познать мир более глубоко, выявить фундаментальные законы, лежащие в основе мироздания, человек был вынужден сегментировать природу, создать дисциплинарные границы. Следствием этого явилась узкая специализация науки и образования [13], что, в свою очередь, определило отраслевой принцип организации экономики и производства.

Последующее развитие цивилизации с необходимостью потребовало возникновения сначала интегрированных межотраслевых технологий, а в настоящее время — надотраслевых технологий, примерами которых являются информационные и нанотехнологии (манипулирование атомами). При этом последние представляют собой единый фундамент для развития всех отраслей новой наукоемкой технологии постиндустриального — информационного — общества, первый надотраслевой приоритет развития. Нанотехнологии — это базовый приоритет для всех существующих отраслей, которые изменят и сами информационные технологии. В этом заключается синергизм новой системы, что возвращает нас к цельной картине естествознания. Можно сказать, что сегодня у ученых есть некий набор пазлов, из которых надо вновь собрать целостный неделимый мир.

Последние привели к изменению исследовательской парадигмы: если ранее научное познание носило аналитический характер («сверху вниз»), то теперь оно перешло на синтетический уровень («снизу вверх»), что потребовало отказа от узкой специализации и перехода к созданию различных материалов и систем на атомно-молекулярном уровне.

Для Цитирования:
Баксанский Олег Евгеньевич, Фурсов Валентин Владимирович, Образование в условиях трансформации мировоззрения. Ученый совет. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: