Статья поступила 22.09.2025. Принята к печати 24.09.2025.
Анализ результатов ежегодного всероссийского мониторинга качества образования (с 2019 года в рамках модели международного исследования PISA) демонстрирует позитивную динамику академических достижений российских школьников по всем оцениваемым направлениям, где максимальное значение составляет 1000 баллов.
Сравнительный анализ показателей читательской, математической и естественно-научной грамотности учащихся общеобразовательных школ выявил значительное улучшение по сравнению с 2020 годом:
• Средний уровень читательской грамотности увеличился с 492 до 510 баллов.
• Уровень математической грамотности возрос с 494 до 507 баллов.
• Показатели естественно-научной грамотности повысились с 472 до 488 баллов.
Особо стоит отметить положительную динамику среди учащихся с низким уровнем успеваемости:
• Доля учащихся, демонстрирующих навыки чтения ниже базового уровня, сократилась на 9,8 п. п. (с 17,2% до 7,4%).
• В области математической грамотности снижение составило 14,1 п. п. (с 21,7% до 7,6%).
• Уровень естественно-научной грамотности снизился на 8,1 п. п. (с 19,3% до 11,2%).
Программы подготовки специалистов среднего звена демонстрируют устойчивый рост популярности. В 2024 году наблюдался прирост числа принятых студентов на 19,9% по сравнению с 2021 годом, что включает увеличение бюджетного приема на 12,8% и платного — на 29,4%.
Выпуск специалистов в области инженерии, технологий и технических наук показал прирост на 15,6% по сравнению с 2020 годом, что свидетельствует о высоком спросе на квалифицированные кадры в высокотехнологичных отраслях.
Профессиональное обучение также демонстрирует значительный рост:
• Общее количество слушателей профессиональных программ увеличилось на 27,7% по сравнению с 2021 годом.
• Наибольший спрос наблюдается на программы подготовки рабочих и служащих, где прирост составил 30,0%.