По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Образование в цифрах: 2024

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в партнерстве с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом выпустил очередной краткий статистический сборник ежегодной серии «Образование в цифрах». По традиции, в издании представлены основные показатели, характеризующие в динамике развитие всех уровней образования в Российской Федерации, а также в сопоставлении с ключевыми индикаторами развития этой сферы в зарубежных странах.

Авторы сборника прокомментировали ряд тенденций в качестве примера анализа показателей.

В последние три года растет подготовка педагогических кадров для системы образования. Численность выпускников программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, получивших в 2023 г. квалификацию в области образования и педагогических наук, увеличилась по отношению к 2021 г. почти на 5%. Дипломированным специалистом в данной области по итогам 2023 г. стал каждый девятый выпускник программ высшего образования.

Постепенно повышается популярность направлений подготовки и специальностей в области инженерного дела, технологий и технических наук среди студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры: в 2023 г. их освоили 229,7 тыс. чел. (29 против 28% в 2020 г.), в том числе в сфере информатики и вычислительной техники, информационной безопасности — 43,5 тыс. чел. (5 против 4% в 2020 г.).

Снижается спрос на юридическое и экономическое образование среди студентов программ высшего образования. Еще в 2020 г. квалификацию в области экономики и управления, юриспруденции получили более трети (35%) выпускников программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в 2023 г. их доля сократилась на 4 процентных пункта (31%), а численность — с 295,2 тыс. чел. до 252,1 тыс. чел. (на 15%, на фоне снижения общего выпуска на 5%).

Онлайн-формат обучения становится неотъемлемой частью образовательного процесса. На начало 2023/24 учебного года каждый второй студент осваивал программы бакалавриата, специалитета, магистратуры с применением электронного обучения (51%) и дистанционных образовательных технологий (46%). Среди студентов программ среднего профессионального образования — 39 и 41% соответственно, обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования — 24 и 18% соответственно.

Программы среднего профессионального образования (СПО) становятся все более востребованными. Это заметно по росту численности студентов программ подготовки специалистов среднего звена, которая в последние годы постепенно приближается к численности студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры. На начало 2023/24 учебного года по программам СПО обучались 3,1 млн чел. (по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры — 4,3 млн чел.); по сравнению с началом 2020/21 учебного года прирост показателя составил 14% (вдвое больший, чем прирост по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры). Выпуск специалистов среднего звена за этот период вырос на 18% (бакалавров, специалистов, магистров наоборот сократился на 5%).

Для Цитирования:
Образование в цифрах: 2024. Ректор ВУЗа. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: