Проводимый с 2002 г. Мониторинг экономики образования — уникальное сочетание ежегодных социологических и статистических данных. Помимо обследований ВШЭ, в нем используются социологические исследования, статистические материалы Росстата, Минобрнауки России и Минпросвещения России, а также сведения международных организаций. Детальное изучение массива данных позволяет проанализировать долгосрочные тенденции рынка образовательных услуг и реализацию приоритетных задач государственной образовательной политики.
Мониторинг исследует причины и характеристики выбора потребителей образовательных услуг, их образовательные траектории, мотивацию, стратегию и черты поведения участников рынка, создает фундамент для детального и объективного анализа экономики образования.
Его регулярное проведение дает возможность прогнозировать и своевременно парировать вызовы, оценивать эффективность мер по развитию системы образования и корректировать их.
Николай Шугаль, координатор проекта, директор Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
«Новое издание — это итог весьма продолжительной работы довольно широкого круга экспертов, специализирующихся в различных областях экономики образования, педагогики. Его особенность состоит в том, что оно представляет анализ наиболее острых аспектов состояния уровней образования — начиная от дошкольного и заканчивая высшим и дополнительным профессиональным — в очень непростое время. Ключевой фокус этого года — это, конечно, переход на дистанционное обучение, который обнажил сразу целый круг проблем. С другой стороны, в публикации уделено внимание системному анализу развития образования, реализации мер государственной политики в сфере образования в среднесрочной перспективе. На наш взгляд, очень важно, анализируя сегодняшние реалии, не утерять мониторинговый взгляд».
Первый том издания посвящен дошкольному, начальному общему, основному, среднему общему и среднему профессиональному образованию, а также дополнительному образованию детей.