По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Образование в эпоху информационно-цифровой цивилизации

Оганов Арнольд Арамович заведующий кафедрой философии и культурологии Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, доктор философских наук, профессор Россия, 109012, Москва, ул. Неглинная, д. 6/2

В статье показано, что информационно-цифровая цивилизация быстрыми темпами унифицирует общественную жизнь. В этой ситуации должна существенно измениться и система образования. Культура, пройдя свой долгий исторический путь от символики природной, натуральной к образно-символической, похоже, уже на подступах к символике абстрактно-знаковой, целиком искусственной. Далеко позади этапы пути от эры дописьменной к эре письменной, затем гуттенберговой и вот уже технотронной. В этой ситуации образование существенно усложняется, так как его задача состоит не в том, чтобы передавать информацию, а в том, чтобы научить находить актуальную

Литература:

1. Миронов В.В. Философия в современной культуре: новые перспективы / Материалы круглого стола // Вопросы философии. — 2004. — № 4. — С. 20.

Также очевидны разительные перемены, произошедшие в процессе образования из единичных мозаично-лоскутных культур больших однородных множеств с ширящимися границами своей ойкумены (Европа, Латинская Америка, арабский мир и т.п.). По приблизительным подсчетам этнографов, канули в Лету сотни тысяч племен, народностей, языков, диалектов; трудно представить число исчезнувших традиций, обрядов, ритуалов. Закономерен и интересен вопрос: как почувствовала эти потери культура и много ли кризисов было у нее по этому поводу? Вопрос, можно сказать, животрепещущий, учитывая серьезную обеспокоенность большинства гуманитариев происходящими в современном мире информационными процессами. Ведь именно они, по расхожему мнению, представляют угрозу будущей культуре, многообразию ее самобытных проявлений.

Сложилась противоречивая ситуация. С развитием СМИ, массмедиа стали возможными приобщение к культуре широких слоев, знакомство с образом жизни, традициями, искусством разных народов, значительно расширились взаимодействия и диалог культур. С другой стороны, интенсификация информационных процессов стала причиной омассовления культуры, ее нивелирования, стирания различий национального своеобразия. И еще: информационное взаимодействие разных культур способствует синхронизации процесса их развития. Очевидно, и здесь есть плюсы и минусы. В. Миронов, прослеживая динамику межкультурных связей под углом зрения складывающегося в современном информационном обществе единого коммуникативного пространства, приходит к выводу: «Данное пространство по сути глобально, и оно возникает вне конкретной локальной культуры. Следовательно, не отдельные культуры (как в рамках диалога между классическими локальными образованиями) навязывают условия коммуникации между собой, а само коммуникационное пространство диктует условия диалога, условия всемирного культурного диалога. По сути, если сравнить с классикой, это уже и не культура в собственном смысле слова, а некое иное образование. Коммуникация подчиняет себе культуру» [1, c. 20].

Для Цитирования:
Оганов Арнольд Арамович, Образование в эпоху информационно-цифровой цивилизации. Ученый совет. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: