По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 261.5

Образование: церковные и светские взгляды на культуру и нравственность

Фурсов Валентин Владимирович кандидат философских наук, магистр права, доцент кафедры общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова»), лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2007 году» Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1, e-mail: vfursov@mail.ru, тел.: +7 (909) 158-76-60
Ананишнев Владимир Максимович доктор социологических наук, профессор ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 2, e-mail: ananishnevv@yandex.ru
Фурсов Иван Валентинович магистр психологии, аспирант кафедры нейро- и патопсихологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» Россия, 119234, Москва, Ленинские Горы, д. 1, стр. 53, e-mail: ivanfursov1@mail.ru

Сегодня, в начале III тысячелетия, одним из важнейших и сложнейших вопросов является вопрос интеграции религиозного и светского образования в единое образовательное пространство России. Проблема этой интеграции чрезвычайно актуальна, учитывая, что религия — один из важнейших культурообразующих институтов общества. В России именно Церковь традиционно была силой, объединяющей различные народы и культуры в единое духовное пространство. В статье показано, что Церковь выполняет ряд важных функций по формированию гражданственности и передаче традиций.

Литература:

1. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений 2010 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.otdelro. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=218:-xviii-2010&catid=67:200912-17-20-37-34&Itemid=128.

2. Гражданская инициатива. Не губите будущее детей! [Электронный ресурс]. — URL: http://netreforme.org/news/isaak-deviantnyiy-ogurets-kalina/ (дата обращения: 13.02.2019).

3. Доклад Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на пленарном заседании I направления XVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Катехизация и таинства Церкви» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.otdelro.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=249:-xviii-q-q&catid=67:2009-12-17-2037-34&Itemid=128.

4. Доклад первого заместителя министра образования правительства Московской области В.Г. Чайковского на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях [Электронный ресурс]. — URL: http://www.otdelro. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=276:2010-01-30-10-1454&catid=67:2009-12-17-20-37-34&Itemid=128.

5. Доклад протоиерея Александра Ильяшенко на 2-м пленарном заседании XVIII Рождественских образовательных чтений «Об использовании базовых школьных предметов для нравственного воспитания личности» [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:-2-xviii-q-q&ca.

6. Доклад протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета, на 2-м пленарном заседании XVIII Рождественских образовательных чтений «Христианский университет в образовательном пространстве» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.otdelro.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=246:-2-xviii-q-q&catid=67:2009-1217-20-37-34&Itemid=128.

7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Свято-Владимирское братство, 1993. — 222 c.

8. Основы социальной концепции Русской православной церкви [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rel.org.ru/sobor00-1.html.

9. Приветствие Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова участникам Рождественских чтений [Электронный ресурс]. — URL: http://www. otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=229:2010-01-25-16-4011&catid=67:2009-12-17-20-37-34&Itemid=128.

10. Фурсов В.В. Гражданское общество как заказчик образовательных услуг // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2010. — № 11. — С. 27–30.

11. Фурсов В.В. Моделирование и прогнозирование социальных процессов в образовании // Ученый совет. — 2014. — № 2. — С. 38–43.

12. Фурсов В.В. Образование как когнитивная система. Синергетический подход // Дистанционное и виртуальное обучение. — М.: СГУ, 2015. — № 10 (100). — С. 117–127.

13. Фурсов В.В. Общественность о московском образовании // Профессиональное образование. Столица. — 2010. — № 4. — С. 38–40.

14. Фурсов В.В. Общественность о московском образовании. Контент-анализ мнений родителей, старшеклассников и директоров школ // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010. — № 1. — С. 69–82.

15. Фурсов В.В. Философско-методологические основания мониторинга образования: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. — М., 2013. — 150 c.

Всем известно, что школа — это прообраз будущего, можно сказать, его строительная площадка. Именно в ней формируется личность человека. В школу он приходит еще несмышленым ребенком, и здесь год за годом, шаг за шагом проходит дорогу, ведущую его из теплого беззаботного детства во взрослый мир, в жизнь, такую манящую, но такую сложную и противоречивую, полную возможностей и дорог, но одновременно жестокую и беспощадную, полную мук и страданий, хитрости и обмана, поражений и побед, взлетов и падений. И это как бы два разных мира: один — мир детства, откуда человек приходит, а второй — мир человеческого общества, а между ними находится школа. Общество создает школу, но в то же время и школа создает общество, поскольку последнее составляют ее ученики, приходящие во взрослую жизнь и строящие ее в соответствии с тем, какие они есть, какими их воспитала, сделала в том числе и школа. То, что мы здесь называем школой, по сути дела, система, система образования, общественный институт, призванный подготавливать появляющихся на свет людей и интегрировать их в общество [10]. Примерно так понимает образование современная общественная наука, и именно эту модель успешно отрабатывает социально-управленческая практика, реализуемая государственными органами управления образованием, воспринимая школу прежде всего как институт социализации. По сути своей бытующий официальный подход к образованию сводится в основном к одной задаче: расставить людей по «социальным» ячейкам общества, предусматривающим соответствующие «статусы» и «роли», которые они должны уметь занимать и выполнять соответственно, имея стандартизованные «образовательные цензы». Такое утверждение не голословно. Оно опирается на определение, которое давал Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», согласно преамбуле которого под образованием понимался «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Проще говоря, смысл написанного означал, что образование — это процесс получения субъектом (гражданином или обучающимся) строго установленного объема стандартизированных знаний, умений, навыков и поведенческих норм вместе с соответствующим документом, дающим право на определенный социальный статус. Все это по сути своей процесс выращивания стандартного человека. Этот атавизм достался нам из социалистического прошлого — периода тоталитарного государственного контроля всех и вся. Сегодня действует другой «Закон об образовании в Российской Федерации», и текст его уже другой, но местами стереотипы остаются. Они пока еще устойчивы в российской образовательной среде.

Для Цитирования:
Фурсов Валентин Владимирович, Ананишнев Владимир Максимович, Фурсов Иван Валентинович, Образование: церковные и светские взгляды на культуру и нравственность. Ученый совет. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: