Всем известно, что школа — это прообраз будущего, можно сказать, его строительная площадка. Именно в ней формируется личность человека. В школу он приходит еще несмышленым ребенком, и здесь год за годом, шаг за шагом проходит дорогу, ведущую его из теплого беззаботного детства во взрослый мир, в жизнь, такую манящую, но такую сложную и противоречивую, полную возможностей и дорог, но одновременно жестокую и беспощадную, полную мук и страданий, хитрости и обмана, поражений и побед, взлетов и падений. И это как бы два разных мира: один — мир детства, откуда человек приходит, а второй — мир человеческого общества, а между ними находится школа. Общество создает школу, но в то же время и школа создает общество, поскольку последнее составляют ее ученики, приходящие во взрослую жизнь и строящие ее в соответствии с тем, какие они есть, какими их воспитала, сделала в том числе и школа. То, что мы здесь называем школой, по сути дела, система, система образования, общественный институт, призванный подготавливать появляющихся на свет людей и интегрировать их в общество [10]. Примерно так понимает образование современная общественная наука, и именно эту модель успешно отрабатывает социально-управленческая практика, реализуемая государственными органами управления образованием, воспринимая школу прежде всего как институт социализации. По сути своей бытующий официальный подход к образованию сводится в основном к одной задаче: расставить людей по «социальным» ячейкам общества, предусматривающим соответствующие «статусы» и «роли», которые они должны уметь занимать и выполнять соответственно, имея стандартизованные «образовательные цензы». Такое утверждение не голословно. Оно опирается на определение, которое давал Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», согласно преамбуле которого под образованием понимался «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Проще говоря, смысл написанного означал, что образование — это процесс получения субъектом (гражданином или обучающимся) строго установленного объема стандартизированных знаний, умений, навыков и поведенческих норм вместе с соответствующим документом, дающим право на определенный социальный статус. Все это по сути своей процесс выращивания стандартного человека. Этот атавизм достался нам из социалистического прошлого — периода тоталитарного государственного контроля всех и вся. Сегодня действует другой «Закон об образовании в Российской Федерации», и текст его уже другой, но местами стереотипы остаются. Они пока еще устойчивы в российской образовательной среде.