Перед российской системой высшего образования поставлена задача повышения её конкурентоспособности на мировом образовательном рынке. Для достижения этой цели необходимо реализовать эффективную стратегию экспорта образовательных услуг.
В наше время обучение иностранных граждан для многих стран стало прибыльной отраслью экономики. В то же время это важное направление политики и показатель социального и культурного развития страны. Интернационализация образования должна работать на повышение его уровня и качества. Но при этом приходится констатировать, что доля России в международном рынке образовательных услуг практически не растёт и даже снижается. По данным ОЭСР, в 2004 г. она составляла 3%, а в 2007-м сократилась до 2%. Это ведёт не только к экономическим потерям, но и к потерям возможностей влияния России на международной арене путём распространения русского языка, достижений российской науки, культуры, нравственных ценностей.
В то же время США принимают 20% иностранных студентов, Великобритания — 12%, Германия и Франция — 9 и 8% соответственно, Австралия — 7%, Канада и Япония — по 4%. А ведь Советский Союз в течение ряда лет занимал второе после США место по числу иностранных студентов. Сейчас же Россия находится на девятом месте, и доля иностранных студентов внутри России существенно снизилась. Как преодолеть эту негативную тенденцию, обсуждали на круглом столе в Государственной думе, о чём мы подробно рассказываем в нашем журнале.
Чтобы повысить долю экспорта образовательных услуг в российском ВВП, необходимо создать комфортную инфраструктуру для жизни иностранных студентов и преподавателей в России, обеспечить их социальную защиту, безопасность и возможность получения медицинского обслуживания.
Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011–2020 гг. предусматривает: увеличение к 2020 г. доли на международном рынке образовательных услуг с 2 до 7%; включение не менее 10 российских вузов в топ-100 университетов мира; увеличение в структуре доходов вузов и системы образования доли средств, получаемых от экспорта образовательных услуг, до 10% от объёма государственного финансирования. При этом задача вузов — адекватно оценить свой экспортный потенциал, сформировать конкурентоспособные образовательные продукты и развивать инфраструктуру, гарантирующую возможность качественного обеспечения образовательных услуг.