Опыт экономически развитых стран показывает, что в процессе становления информационного общества все больше внимания уделяется эффективности учебной, научной и производственной деятельности, повышению уровня технико-технологических и коммуникационных процессов, качеству подготовки руководителей, специалистов и рабочих. При этом образование не заканчивается с принятием на работу, поскольку знания быстро стареют, а квалификационные требования постоянно растут. То есть образование должно быть непрерывным, а его связь с рынком труда — постоянным процессом с интегрированными задачами и целями деятельности.
В этих условиях особое значение имеет управление профессиональным развитием персонала, предполагающее совместную деятельность образовательных учреждений всех уровней и разных форм собственности, координацию их усилий. В первую очередь это относится к воспроизводству профессиональных кадров для крупных производств. Здесь обучение персонала связано со значительными затратами времени, интеллектуальных и финансовых ресурсов, наличием учебно-методического и педагогического обеспечения, сложностью подготовки персонала для малых и средних организаций, многогранная деятельность которых обусловливает особые требования к работникам — универсальности и предприимчивости.
Таким образом, для технически и технологически сложных производств важнейшее значение имеет не только и не столько подготовка новых кадров, а профессиональная переподготовка и повышение квалификации имеющегося персонала, способствующие более эффективному развитию человеческого потенциала и наращиванию человеческого капитала. Основными принципами развития профессионального образования и образовательных учреждений должны быть:
• гибкость образования, характеризующаяся скоростью реагирования на требования промышленности, возможность изучения отдельных технологий по заказам предприятий, индивидуализация обучения;
• соединение образования, научных исследований и инноваций в единый процесс на основе формирования учебно-научно-производственных комплексов (кластеров);