По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.6

Образование как фактор формирования сознания личности. О роли литературы, истории, философии в образовательном процессе

Макаревич Эдуард Фёдорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: edward.makarevich@mail.ru
Карпухин Олег Иванович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: ifpi@mosgu.ru

В статье показано, что образование как процесс влияния на человека, «обработки людей людьми» является одним из институтов массовой коммуникации. Система образования, нацеленная на усвоение знаний, ценностей, опыта поколений, первая после семьи формирует сознание личности. Школа — начальная, средняя, высшая, — соединяя жизнь молодого человека с жизнью общества, работает на его социализацию.

Литература:

1. Кредер А.А. Новейшая история. XX век. М., 1996.

2. Любимов Л. Что доносит российская словесность на школьных уроках // Известия. — 2012. — 17 мая.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 47.

4. Медведева И., Шишова Т. Князь Курбский как первый русский невозвращенец // Новая газета. — 1996. — № 44.

5. Новое время — новые дети [Электронный ресурс]. — Режим доступа: loviknigu.ru/book/новое_время_новые_дети/read/page/62

6. Они в процессе интеграции... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tikhomirov-v.livejournal.com/247484.html

7. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

8. Lyotard J. Political Writings. Translated by Bill Readings and Kevin Paul Geiman. UCL Press. 1993.

Структура и содержание образования зависят от социально-политического строя государства. В обществе на переломных этапах его истории всегда шла борьба за содержание образования, его идейную направленность, потому что образование определяет судьбу поколения и будущее общества. Американский социолог Н. Смелзер по этому поводу высказывается однозначно: воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок [7, c. 428].

В последние два десятилетия, когда мир познал невиданную ранее коммуникационную свободу, образование обретает новое качество. Развитие глобальных массовых коммуникаций, лавинообразный рост информационных источников, «активность» Интернета, блогосферы ведут не столько к интеграции аудитории в стране, сколько к её дроблению по разделяемым ценностям и особенностям мировоззрения. В этих условиях гуманитарное образование как коммуникационная система, связанная с изучением языка, литературы, истории, обществоведения, философии, культурологии, сплачивает аудиторию, способствует формированию мировоззрения молодых людей, их самоидентификации, определения ими своей философии жизни и своего места в жизни.

Качественное гуманитарное образование дает молодому человеку знания для интеллектуального и нравственного развития, для понимания социальных, политических, экономических и культурных процессов в стране и мире, в конечном счете для определения своего места в жизни.

В России центром образовательного процесса в средней школе стала ориентация на единый государственный экзамен (ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной (итоговой) аттестации знаний школьника и способом его поступления в высшее учебное заведение. Повсеместное проведение ЕГЭ отвечает принципам государственной политики в области образования — созданию в России единого образовательного пространства.

Но какую образовательную идеологию несет ЕГЭ? Его создатели утверждают, что он дает одни и те же стартовые позиции при прохождении выпускных испытаний в школе и поступлении в вузы (по всей стране задания выполняются одинаковой сложности и применяется единая градация оценок), он якобы ценен беспристрастной оценкой знаний, а также уменьшением коррупции в сфере образования. Критики этой аттестационной системы утверждают, что экзамен, в основе которого метод тестирования, не выявляет знания выпускника, игнорирует индивидуальный подход к нему. По их мнению, введение ЕГЭ означает, что учащихся теперь будут учить не поиску доказательств, не логике суждения, а тому, как правильно заполнять тесты (которые к тому же подчинены особенностям компьютерной обработки). Но молодой человек, не наученный мыслить, задерживается в развитии.

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Фёдорович, Карпухин Олег Иванович, Образование как фактор формирования сознания личности. О роли литературы, истории, философии в образовательном процессе. Ученый совет. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: