По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 796

Образование и воспитание — идеи, обращенные в будущее

Панченко Ольга Григорьевна профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук, профессор, Россия, 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а. E-mail: academy@apkpro.ru
Казурова Ольга Алексеевна старший преподаватель Педагогического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87. E-mail: oid@vlsu.ru

В данной статье рассматривается процесс проявления в инновационном обществе новой глобальной и универсальной «мягкой силы», предотвращающей негативные последствия нелинейного ускоренного развития мира. По этой причине у образования и воспитания появляется новая важная гуманная стратегическая цель развития — стать эффективным пространством воспитания, образования и развития таких людей, которые принимают смысл и ценности происходящего в этом новом, обновленном смыслами общественном пространстве и времени.

Литература:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Академия, 1999. — 578 с.

2. Бирич И.А., Панченко О.Г. В поисках новой методологии отечественного образования. История, современность, прогнозы: Монография. — М. — Екатеринбург: Уральское изд-во; Большая Медведица, 2010. — 256 с.

3. В Петербурге открылся Международный форум к 100-летию революции [Электронный ресурс]. — URL: https://otr-online.ru/news/v-peterburge-otkrilsya-92719.html.

4. Вайцзеккер Э., Харгроуз К., Смит М. и др. Фактор пять. Формула устойчивого роста: Доклад Римскому клубу. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 368 с.

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008. — 478 с.

6. Деминг У.Э. Новая экономика / Пер. с англ. Т. Гуреш. — М.: Эксмо, 2006. — 208 с. (Библиотека «ЭКСПЕРТА»).

7. Дуэк Кэрол. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / Кэрол Дуэк. — М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — 238 с.

8. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. — М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. — 300 с.

9. Коротаев А.В., Комарова Н.Л., Халтурина Д.А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: УРСС, 2007. — 255 с.

10. Кропоткин П.А. Взаимопомощь среди животных и людей / Пер. с англ. А.А. Николаева. — Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2006.

11. Москвич Ю.Н. Мерцающие картины глобального мира как искушение и вызов для теорий управления. XII Всероссийское совещание по проблемам управления. ВСПУ-2014. Москва, 16–19 июня 2014 года. — С. 7797–7802.

12. Москвич Ю.Н. Творцы и созидатели нового мира: откуда пришли и куда держат путь // Осмысление глобального мира: Кол. монография / Отв. ред. Ю.Н. Москвич. — Красноярск: Литера-принт, 2007. — Вып. 1. — 176 с. (Библиотека актуальной философии). — URL: www.dialog21.ru.

13. Москвич Ю.Н., Диев В.С. Образование на пути к новым берегам: поиск ответа на глобальные вызовы // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. — 2013. — № 3. — С. 14–24.

14. Образование для инновационных обществ XXI века: заявление руководителей восьми ведущих стран мира, принятое на саммите G8 в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 года. — URL: http://civilg8.ru/6189.php.

15. Drucker Р.F. Post-capitalist society // Наrреr Вusiness. — 1994. — 232 р.

16. Nye Joseph S. Bound to Lead: the Changing Nature of American Power, 1990.

17. Nye Joseph S. Soft Power. The Means to Success in World Politics. — New York: PublicAffairs, 2004. — 192 p.

Происходящие в последние десятилетия глобальные изменения существенным образом изменили мир вокруг нас, меняя наше сознание, наши стереотипы и привычные формы общения, коммуникации. Окружающая нас реальность все больше напоминает «смыслоразмытую реальность». Объективно возникла острая потребность повышения интеллектуальной мобильности и лабильности общества к происходящим изменениям, более гибкого и «мудрого» осознания и поведения каждого человека [2].

Очевидная необходимость в этом случае «смыслового осознания» [7] живущих в этом быстро меняющемся мире людей принимается сложно, еще сложнее оно становится целью воспитания [10]. Имеющиеся установки воспитания сознания, мышления исторически оправданны и работают, ибо забвение традиций не способствует преображению и обновлению миропорядка в эпоху глобальных перемен. Установки «жесткого экономического сознания» фактически провоцируют и создают кризисные явления, преодолевающиеся востребованными новшествами и инновациями [11, c. 7797–7802]. «Россия в начале ХХ века стала главной страной планеты» — это основной тезис Международного экспертного семинара под названием «Через 100 лет после революций: подводя итоги», который прошел в Санкт-Петербурге 7 ноября 2017 года.

Об Октябрьской революции сегодня, 100 лет спустя, на семинаре говорили как о событии мирового значения. Именно это, по их мнению, определило ход развития не только России, но и всего человечества. Важное место в программе диалога, прошедшего в Доме ученых, заняла презентация книги Самира Амина «Россия: долгий путь от капитализма к социализму». Автор этой работы, ученый с мировым именем, один из создателей мир-системного подхода, показал: будущее России обязательно должно учитывать не только имперский, но и советский опыт развития. Самир Амин выразил признательность профессору Сергею Бодрунову, директору Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте и президенту Вольного экономического общества России, за публикацию книги на русском языке. По мнению Александра Бузгалина, доктора экономических наук, существует насущная необходимость учесть уроки истории России, и эта возможность есть — взять лучшее из нашего прошлого. Примерно те же мысли высказывает Владимир Калашников, доктор исторических наук: «Мы испытали три модели общественно-политического развития. Начало века — это царская модель, до 1917 года в рамках капитализма. Вторая модель — советская, и третья модель — это постсоветская. И хороший повод — столетие Октября, чтобы сравнить потенциал всех трех моделей» [3].

Для Цитирования:
Панченко Ольга Григорьевна, Казурова Ольга Алексеевна, Образование и воспитание — идеи, обращенные в будущее. Ученый совет. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: