По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008

Образование для устойчивого развития: новые глобальные цели и векторы эволюции

Урсул Аркадий Дмитриевич директор Центра глобальных исследований, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования, академик Академии наук Молдавии, Россия, 119991, Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 51, e-mail: ursul-ad@mail.ru
Урсул Татьяна Альбертовна заведующий кафедрой социальных наук и технологий Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, Россия, 119180, Москва, Ленинский просп., д. 4, e-mail: ursult@mail.ru

В статье показано, что образование в интересах устойчивого развития (ОУР) становится не только предпосылкой достижения устойчивого развития (УР), но и приоритетно-ключевым его средством. Содержание ОУР зависит от видения стратегии реализуемой глобальной устойчивости, и в настоящее время важно очертить контуры новой системной концепции УР, которая будет использоваться в образовании. Переход к УР фактически начинается со становления ОУР, которое выступает в качестве одного из опережающих и главных «механизмов» достижения 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР), которые вошли в Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Предполагается, что к уже достаточно развитой экологической составляющей ОУР будут добавляться модель опережающего образования, направление образования на базе «обеспечения безопасности через устойчивое развитие», глобальное образование, а в дальнейшем и другие виды образования. По мере выявления наиболее кардинальных и приоритетных характеристик УР они должны осваиваться об

Литература:

1. Айти-Нагойская декларация по образованию в интересах устойчивого развития. — URL: http://www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?ID=10636.

2. Аносов Д.В. Образование и безопасность // Наука и образование России: историко-научные, методологические, историко-технические аспекты. — М., 2000.

3. Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития. — URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/ docs/index.php.

4. «Дорожная карта» осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. — URL: http://www. geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php.

5. Ильин И.В., Урсул А.Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы / Предисл. В.А. Садовничего. — М.: Изд-во Московского университета, 2016.

6. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобалистика и глобальные исследования. Глобальная революция в науке. — Саарбрюкен: Dictus Publishing, 2014.

7. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к образовательной глобалистике // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. — 2013. — № 2.

8. Информационная записка о Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в 2014 году. — URL: http://www. geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php.

9. Инчхонская декларация «Образование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни». — URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0023/002338/233813M.pdf.

10. Минаев Г.А. Образование и безопасность. — М.: Логос, 2009.

11. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. — М., 1995.

12. Моисеев Н.Н. Экология и образование. — М., 1996.

13. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию / Пер. с англ. — М., 1989. — С. 59.

14. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. — URL: https://sustainabledevelopment. un.org/post2015.

15. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. — URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php.

16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. — URL: www.pravo.gov.ru.

17. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. — URL: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.htm.

18. Тоффлер Э. Футурошок / Пер. с англ. — М.: АСТ, 2002.

19. Урсул А.Д. Вектор футуризации: поворот к исследованию будущего // Философия и культура. — 2015. — № 12.

20. Урсул А.Д. Модель образования XXI века: безопасность и устойчивое развитие // Безопасность Евразии. — 2001. — № 4.

21. Урсул А.Д. Модель опережающего образования // Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. — 3-е изд., доп. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012.

22. Урсул А.Д. Модель опережающего образования и переход России к устойчивому развитию // Устойчивое развитие. — Вып. 1. — М.: ВИНИТИ, 1996.

23. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития: футуризация и инновационно-опережающие процессы // Открытое образование. — 2008. — № 2.

24. Урсул А.Д. Опережающее образование. От модернизации к футуризации. — Saarbrücken: Dictus Publishing, 2015.

25. Урсул А.Д. Процесс футуризации и становление опережающего образования // Педагогика и просвещение. — 2012. — № 2.

26. Урсул А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). — М., 1993.

27. Урсул А.Д. Феномен ноосферы: Глобальная эволюция и ноосферогенез. — М., 2015.

28. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Будущее как проблема научного исследования // Стратегические приоритеты. — 2016. — № 2. — С. 45–58.

29. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Ученый совет. — 2015. — № 8.

30. Экологическое образование и устойчивое развитие / Под ред. А.Д. Урсула. — М.: Луч, 1996.

31. Юсупов Р.М. Наука, образование и национальная безопасность // Обучение и карьера. — 2000. — № 1.

32. Ярочкин В.И. Секьюритология. Наука о безопасности жизнедеятельности. — М.: Ось-89, 2000.

33. Higher Education Sustainability Initative for Rio+20. — URL: http://www. uncsd2012.org/index.php?page=view&nr=341&type=12&menu=35.

Мировое и российское образование в начале третьего тысячелетия находятся в явно выраженной бифуркационной стадии — на коренном переломе своего развития. Будучи одним из традиционных и самых масштабных социальных институтов и процессов функционирования общества, образование должно таким образом изменить содержание и форму своего собственного развития, чтобы наиболее эффективно способствовать дальнейшему выживанию цивилизации, выходу ее из пока углубляющегося глобального кризиса. Такой кризис антропогенного происхождения усиливается в результате обострения глобальных проблем и развертывания других негативных глобальных процессов, обретающих все больший масштаб и угрожая существованию человечества и всей жизни на Земле.

Именно потому, что кризис стал глобальным и угрозы существованию человечества стали носить общепланетарный характер и масштаб (что особенно демонстрирует глобальная социально-экологическая проблема), уже невозможно выйти из кризиса без широкого использования опережающих механизмов и факторов развития. Ведь если разразится социально-экологическая либо иная общепланетарная катастрофа, то устранять ее последствия будет уже некому. Глобальный характер грядущих перемен и вызовов накладывает особые условия на содержание и формы деятельности людей, отличные от привычно-традиционных. Ведь чем масштабнее катастрофа, тем труднее борьба с ее отрицательным воздействием на человечество, и поэтому средства решения глобальных проблем, устранения глобальных кризисов и катастроф в принципе должны носить опережающий характер, а не «отстающий» — как ликвидация последствий локальных чрезвычайных ситуаций и катастроф в настоящее время.

На будущие формы, парадигмы и модели образования будет влиять эволюция цивилизации, а образование как ее важная глобальная составляющая должно способствовать тем формам развития, которые в наибольшей степени будут реализовывать стратегию выживания человечества и сохранения биосферы. В образовании ожидаются трансформации, которые тесно сопряжены с эволюционными изменениями всего цивилизационного процесса и взаимодействия общества и природы.

Для Цитирования:
Урсул Аркадий Дмитриевич, Урсул Татьяна Альбертовна, Образование для устойчивого развития: новые глобальные цели и векторы эволюции. Ученый совет. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: