По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2011-05

Образ себя и мира в рисунках здоровых и онкологически больных детей

Мензул Елена Владимировна заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: lenamenzul@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4942-1944
Рязанцева Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: nataly-ruz@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2232-3500
Карасева Лариса Аркадьевна доктор медицинских наук, профессор кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: karaseva_larisa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3999-9731

Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний. Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается.

Литература:

1. Андроникова М. А. Об искусстве портрета. — Москва. 1975.

2. Беляускайте С. А. Рисуночные пробы как средство диагностики развития ребенка. Детский практический психолог. 1994; № 3.

3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — Москва: Владос-пресс. 2004.

4. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушение психики онкологических детей. 3-е международное изд. 2003.

1. Andronikova M.A. On the art of portrait /M.A. Andronikova. - M., 1975. (In Russ.)

2. Belyauskayte S.А. Drawing tests as a means of diagnosing the child's development /S.A. Belyauskayte //Children's practical psychologist. - No. 3, 1994. (In Russ.)

3. Venger A.L. Psychological drawing tests /A.L. Venger. - M. "Vlados-press" 2004. (In Russ.)

4. Mesh E., Wolf D. Children's pathopsychology /E. Mash, D. Wolf //Psychiatric disorders of oncological children. – 3rd international edition. 2003. (In Russ.)

Лечение детей со злокачественными заболеваниями сегодня направлено не только на спасение жизни, но и на то, чтобы помочь выздоровевшим детям в будущем прожить полноценную жизнь. Это возможно только в результате совместной работы врачей онкологов и психологов. Психологическое здоровье детей с онкологическими заболеваниями играет важную роль в процессе их выздоровления. Необходимо отметить, что в процессе оказания психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями возникают определенные трудности, связанные с проведением серьезных психодиагностических мероприятий, объемных тестовых методик [2]. В связи с этим для психологической диагностики детей с онкологическими заболеваниями оптимальными стали рисуночные методики, которые просты в проведении, занимают немного времени и не требуют специальных материалов, кроме карандаша и бумаги [1]. Рисуночные методики могут проводиться многократно, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к пациентам самого разного возраста — от дошкольников до взрослых включительно.

Цель исследования — выявить различия в структуре и содержании образа «Я» и образа мира у здоровых и больных детей на материале полученных рисунков.

В настоящем исследовании были использованы следующие проективные методики.

1. Методика «Автопортрет» — позволяет выявить индивидуально-типологические особенности человека, его представления о себе, о своей внешности [3].

2. Методика «Образ мира» — позволяет изучить индивидуальные особенности восприятия человеком «образа мира», «картины мира» [4].

У детей с хроническими физическими заболеваниями повышен риск неудачной психологической адаптации. Проблемы чаще всего выражаются в виде внутренних симптомов, таких как тревожность и депрессия, или в виде сочетания внутренних и внешних проблем. При этом следует признать, что дети с хроническими и онкологическими заболеваниями легче адаптируются, чем дети, которые обращаются в психиатрические клиники с проблемами, не связанными с физическим здоровьем. Необходимо отметить, что большинство детей с онкологическими заболеваниями способны восстановить и духовные, и физические силы. Поэтому следует быть острожными при употреблении психиатрических ярлыков и описаний, которые не способны правильно уловить содержание и природу обстоятельств, в которых находятся дети.

Для Цитирования:
Мензул Елена Владимировна, Рязанцева Наталья Михайловна, Карасева Лариса Аркадьевна, Образ себя и мира в рисунках здоровых и онкологически больных детей. Медсестра. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: