Лечение детей со злокачественными заболеваниями сегодня направлено не только на спасение жизни, но и на то, чтобы помочь выздоровевшим детям в будущем прожить полноценную жизнь. Это возможно только в результате совместной работы врачей онкологов и психологов. Психологическое здоровье детей с онкологическими заболеваниями играет важную роль в процессе их выздоровления. Необходимо отметить, что в процессе оказания психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями возникают определенные трудности, связанные с проведением серьезных психодиагностических мероприятий, объемных тестовых методик [2]. В связи с этим для психологической диагностики детей с онкологическими заболеваниями оптимальными стали рисуночные методики, которые просты в проведении, занимают немного времени и не требуют специальных материалов, кроме карандаша и бумаги [1]. Рисуночные методики могут проводиться многократно, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к пациентам самого разного возраста — от дошкольников до взрослых включительно.
Цель исследования — выявить различия в структуре и содержании образа «Я» и образа мира у здоровых и больных детей на материале полученных рисунков.
В настоящем исследовании были использованы следующие проективные методики.
1. Методика «Автопортрет» — позволяет выявить индивидуально-типологические особенности человека, его представления о себе, о своей внешности [3].
2. Методика «Образ мира» — позволяет изучить индивидуальные особенности восприятия человеком «образа мира», «картины мира» [4].
У детей с хроническими физическими заболеваниями повышен риск неудачной психологической адаптации. Проблемы чаще всего выражаются в виде внутренних симптомов, таких как тревожность и депрессия, или в виде сочетания внутренних и внешних проблем. При этом следует признать, что дети с хроническими и онкологическими заболеваниями легче адаптируются, чем дети, которые обращаются в психиатрические клиники с проблемами, не связанными с физическим здоровьем. Необходимо отметить, что большинство детей с онкологическими заболеваниями способны восстановить и духовные, и физические силы. Поэтому следует быть острожными при употреблении психиатрических ярлыков и описаний, которые не способны правильно уловить содержание и природу обстоятельств, в которых находятся дети.