Статья поступила 15.05.2023.
Город — это люди, а не стены.
(Фукидид)
Данное издание представляет собой уникальный культурологический и семиотический путеводитель, научно-справочный формат которого позволяет составить энциклопедическое и одновременно творческое представление о Самарканде как о городе, арт-объекте, архетипе и образе, наполненном вполне определенным культурным кодом с неповторимыми символами и уникальной средой диалога, в которой механизмы коммуникации создавались в ходе естественного культурного процесса.
Продуманная мозаичность предлагаемой информации подразумевается форматом издания, являясь авторским замыслом. Читатель будто «погружается» в экскурсию по красочному орнаменту — одному из явных стереотипных образов Самарканда и вообще восточного города. Только здесь орнамент создан не только из визуальных образов, но и из людей, имен, названий, предметов быта и искусства, природы и пр. Орнаментальная подача информации фигурирует даже в оформлении книги (фото интерьера медресе Тилля-Кари на обложке).
Тематическая мозаика обширного материала в концептуальном замысле братьев А.И. и В.И. Ионесовых явно отсылает читателя к мысли о культурном многообразии, где любая цивилизация представлена набором из разнообразных артефактов. В данном контексте Самарканд как «живое» доказательство диалоговой среды выражает наиболее удачный историко-культурный материал. Ведь внешняя палитра города и духовные скрепы сохранили здесь образы и ценности разных народов. Именно через мозаичную структуру, яркие культурные вспышки-образы читатель осмысляет культуротворческий потенциал Самарканда. Авторы посвятили данной теме много своих работ [1–7].
В самом деле, вслед за авторами нельзя не признать, что Самарканд — больше, чем поликультурный город с богатым историческим наследием, но и своеобразная духовно-культурная единица, погружающая нас в мир прекрасного, романтичного, изысканного, гостеприимного и пр. Об этом свидетельствуют вся его многовековая история и многоголосая современная культурная практика. Именно такие акценты оставляет город на теле других культурных пространств. Поэтому в книге проведена интересная систематизация названий, фирм, учреждений, имен, топонимики и пр. в разных странах. Действительно, удивительный культурный акцент Самарканда в том, что редко у кого он ассоциируется с войной, тиранией, эпидемиями и т.д. (хотя все это, безусловно, присутствовало в исторических реалиях). Важнейшая культурная проекция Самарканда — это изящный букет миротворческих образов и неподвластный времени диалог культур и народов.