По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: [008+745.522.1] (479.25) DOI:10.33920/nik-01-2307-05

Образ города в диалоге культур: опыт семиотического путеводителя по гражданской дипломатии (на примере Самарканда)

Ипполитова Анастасия Георгиевна Управление обеспечения деятельности секретариата председателя Самарской губернской думы, Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 187, E-mail: ippolitovaag@rambler.ru

Рецензия на книгу: Ионесов А.И., Ионесов В.И. Самарканд: Образ города в пространстве межкультурной коммуникации. Энциклопедия зарубежной Самаркандианы. — Самарканд-Ташкент: SMI-ASIA, 2022. — 852 с. В рецензии дается обзор культурологического опыта рассмотрения города в пределах не только его историко-культурного и географического пространства, но и трансляции культурных образов через социальную практику и межкультурную коммуникацию. Способ подачи информации как своеобразного семиотического путеводителя является оригинальной научно-методической схемой осмысления культурного пространства города в культурной антропологии (на примере Самарканда).

Литература:

1. Ионесов А.И., Ионесов В.И. Самарканд: Образ города в пространстве межкультурной коммуникации. Энциклопедия зарубежной Самаркандианы / Самаркандский городской интерклуб «Эсперанто», Самарское культурологическое общество «Артефакт — культурное разнообразие», Самаркандский международный технологический университет. — Самарканд-Ташкент: SMI-ASIA, 2022. — 852 с.

2. Ионесов А.И., Ионесов В.И. Самара и Самарканд в диалоге городов: опыт культурного взаимодействия // Наследие и современность в диалоге культур от Волги до Зеравшана: Самара и Самарканд. Материалы международной научной конференции / Под ред. В.И. Ионесова. — Самара: СГИК, 2017. — С. 30–51.

3. Ионесов А.И., Ионесов В.И. Музей как миротворчество: способны ли артефакты культуры нас примирить? // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 19 (374). — С. 75–81.

4. Ионесов В.И. Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 25 (354). — C. 7–13.

5. Ионесов В.И. Гуманистическая природа культурного наследия как ресурс современной образовательной практики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2015. — № 2 (26). — С. 60–66.

6. Ионесов В.И. О словотворчестве как трансформации культуры / В сб.: Восьмые Азаровские чтения. Библиотека. Культура. Общество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. И.Ю. Акифьевой. — Самара: СГИК, 2018. — С. 134–140.

7. Ionesov V.I. Can peacemaking be a peace maker? // Peace Review. — 2018. — V. 30, #4. — P. 527–536.

1. Ionesov A.I., Ionesov V.I. Obraz goroda v prostranstve mezhkul'turnoy kommunikatsii. Entsiklopediya zarubezhnoy Samarkandiany / Samarkand: The image of the city in the space of intercultural communication. Encyclopedia of foreign Samarkandiana / Samarkand City Interclub “Esperanto”, Samara Cultural Society “Artifact — Cultural Diversity”, Samarkand International Technological University. — Samarkand-Tashkent: SMI-ASIA, 2022. — 852 p. (In Russ.).

2. Ionesov A.I., Ionesov V.I. Samara i Samarkand v dialoge gorodov: opyt kul'turnogo vzaimodeystviya / Samara and Samarkand in the dialogue of cities: the experience of cultural interaction // Heritage and modernity in the dialogue of cultures from the Volga to Zeravshan: Samara and Samarkand. Materials of the international scientific conference. Ed. V.I. Ionesova. — Samara: SGIK, 2017. — Р. 30–51 (In Russ.).

3. Ionesov A.I., Ionesov V.I. Muzey, kak mirotvorchestvo: sposobny li artefakty kul'tury nas primirit'? / Museum as peacemaking: are cultural artifacts capable of reconciling us? // Bulletin of the Chelyabinsk State University. — 2015. — No. 19 (374). — P. 75–81 (In Russ.).

4. Ionesov V.I. Kul'tura kak organizovannyy miroporyadok: simvolicheskiye formy i metafory transformatsii / Culture as an organized world order: symbolic forms and metaphors of transformation // Bulletin of the Chelyabinsk State University. — 2014. — No. 25 (354). — Р. 7–13 (In Russ.).

5. Ionesov V.I. Gumanisticheskaya priroda kul'turnogo naslediya kak resurs sovremennoy obrazovatel'noy praktiki / Humanistic nature of cultural heritage as a resource of modern educational practice // Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. — 2015. — No. 2 (26). — Р. 60–66 (In Russ.).

6. Ionesov V.I. O slovotvorchestve kak transformatsii kul'tury / On word creation as a transformation of culture // In the collection: Eighth Azarov readings. Library. Culture. Society. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Edited by I.Yu. Akifeva. — Samara: SGIK, 2018. — P. 134–140 (In Russ.).

7. Ionesov V.I. Can peacemaking be a peacemaker? // Peace Review. — 2018. — V. 30, #4. — P. 527–536.

Статья поступила 15.05.2023.

Город — это люди, а не стены.

(Фукидид)

Данное издание представляет собой уникальный культурологический и семиотический путеводитель, научно-справочный формат которого позволяет составить энциклопедическое и одновременно творческое представление о Самарканде как о городе, арт-объекте, архетипе и образе, наполненном вполне определенным культурным кодом с неповторимыми символами и уникальной средой диалога, в которой механизмы коммуникации создавались в ходе естественного культурного процесса.

Продуманная мозаичность предлагаемой информации подразумевается форматом издания, являясь авторским замыслом. Читатель будто «погружается» в экскурсию по красочному орнаменту — одному из явных стереотипных образов Самарканда и вообще восточного города. Только здесь орнамент создан не только из визуальных образов, но и из людей, имен, названий, предметов быта и искусства, природы и пр. Орнаментальная подача информации фигурирует даже в оформлении книги (фото интерьера медресе Тилля-Кари на обложке).

Тематическая мозаика обширного материала в концептуальном замысле братьев А.И. и В.И. Ионесовых явно отсылает читателя к мысли о культурном многообразии, где любая цивилизация представлена набором из разнообразных артефактов. В данном контексте Самарканд как «живое» доказательство диалоговой среды выражает наиболее удачный историко-культурный материал. Ведь внешняя палитра города и духовные скрепы сохранили здесь образы и ценности разных народов. Именно через мозаичную структуру, яркие культурные вспышки-образы читатель осмысляет культуротворческий потенциал Самарканда. Авторы посвятили данной теме много своих работ [1–7].

В самом деле, вслед за авторами нельзя не признать, что Самарканд — больше, чем поликультурный город с богатым историческим наследием, но и своеобразная духовно-культурная единица, погружающая нас в мир прекрасного, романтичного, изысканного, гостеприимного и пр. Об этом свидетельствуют вся его многовековая история и многоголосая современная культурная практика. Именно такие акценты оставляет город на теле других культурных пространств. Поэтому в книге проведена интересная систематизация названий, фирм, учреждений, имен, топонимики и пр. в разных странах. Действительно, удивительный культурный акцент Самарканда в том, что редко у кого он ассоциируется с войной, тиранией, эпидемиями и т.д. (хотя все это, безусловно, присутствовало в исторических реалиях). Важнейшая культурная проекция Самарканда — это изящный букет миротворческих образов и неподвластный времени диалог культур и народов.

Для Цитирования:
Ипполитова Анастасия Георгиевна, Образ города в диалоге культур: опыт семиотического путеводителя по гражданской дипломатии (на примере Самарканда). Вопросы культурологии. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: