Статья поступила 25.09.2022.
В 1991 г. в результате криминального уничтожения Советского Союза общество оказалось в совершенно иной, нежели раньше, социальной и политической реальности. Те люди, которые с весомыми основаниями считались героями, в СМИ, попавших в зависимость от крупного капитала, стали рассматриваться в негативном контексте. При этом ряд неоднозначных или откровенно преступных исторических персонажей с начала 1990-х гг. преподносятся обществу в качестве героев и примеров для подражания. Между тем те социальные процессы, которые происходят в современной России, подчеркивают, что раны Гражданской войны 1918–1922 гг. еще не залечены. По сути, в РФ с самого начала ее существования история переписывалась в искаженном виде. «Здесь с самого начала в повестке дня не стояло создание нации, а ослабление государства некоторое время воспринималось интеллигенцией в парадигме борьбы с наследием коммунизма. На протяжении десятилетия в стране не существовало версии национальной истории, которую можно было бы назвать “доминирующей”, что было очевидным признаком кризиса идентичности российской нации» [3, с. 156]. Соответственно, в фильмах стали активно насаждаться образы сотрудников НКВД в вычурно аморальной форме, иногда доходившей до абсурда. Творцы Великой Октябрьской революции рассматривались уже не как герои, государственники, а как узурпаторы и смутьяны, а саму революцию стали называть «переворотом». Все эти процессы отразились на официальном кинематографе. Слово «официально» здесь уместно прежде всего в том смысле, что создание кинолент, о которых пойдет речь, финансируется из государственного бюджета. Разумеется, в СССР в процессе создания фильмов также учитывались идеологическая составляющая, политика партии и подчас мнение генерального секретаря. Например, в киноленте «Сталинградская битва» (1949) кадры, в которых фигурировал один из авторов Великой Победы, Л.П. Берия, были вырезаны по распоряжению Н.С. Хрущева. В 1932 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», посредством которого государственный контроль в области кинематографа получал более весомые правовые возможности. Тем не менее в советских фильмах, посвященных Гражданской войне, дворяне, священники показаны, как правило, в достойном виде, причем часто вызывающем симпатию зрителей. В современном российском кинематографе благородство оказалось изъятым и большевики показаны в крайне неприглядном свете, подчас в откровенно пошлом. С учетом того, что непотребство уже вжилось в российское кино, в XXI в. трудно представить российские фильмы без скабрезностей. Так или иначе, посредством искусства кино правящий политический режим начал инкорпорировать в ментальный мир граждан те образы, которые безотносительно соответствия исторической действительности и правде оказались связанными с интересами олигархии. Для того чтобы рельефно проанализировать данную проблему, обратимся к образу адмирала в самом широком смысле этого слова.