По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 93/94.17 DOI:10.33920/nik-01-2302-03

Образ адмирала в кино в контексте политической поляризации

Панищев Алексей Леонидович АНО ВО «Славяно-греко-латинская академия», Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 20, e-mail: Alexeipl1980@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4327-1225

Данная статья посвящена фильму «Адмиралъ». В работе подчеркивается, что во многих странах образы адмиралов отражены в кинематографе, причем обычно героями фильмов становятся личности, которые заняли важное место в истории своих стран и уважаются обществом в целом. Однако в России в фильме «Адмиралъ» происходит героизация военного преступника и аморального индивида. Адмирал, который действовал в едином фронте с интервентами против Советской России, не может восприниматься народом в качестве честного человека. Отметим, что интервенция против России осуществлялась теми странами, которые на данное время составляют основную силу геополитических и военных противников России.

Литература:

1. Грейвс В. Американская авантюра в Сибири (1918–1920) / В. Грэвс / Пер. с англ. А.Ф. Сперанского и С.С. Соколова; вступ. ст. И.И. Минца. — М.: Гос. воен. изд., 1932. — 247 с.

2. Кабаева Т.И. Историчность фильма «Адмиралъ» / Т.И. Кабаева // Актуальные проблемы истории, политики и права: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 29–30 октября 2019 г. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. — С. 36–38. — EDN NGBCFI.

3. Курилла И.И. Политическое «использование истории» в современной России / И.И. Курилла // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2012. — № 1 (21). — С. 155–159. — EDN OZYVMD.

4. Семенов В. Цусима. Расплата. Бой при Цусиме. Цена крови / В. Семенов. — СПб., 2011. — С. 638.

5. Солоненко Н.С. Попытка реабилитации личности А.В. Колчака в постсоветской России: историография проблемы и взгляд общества / Н.С. Солоненко // 30 лет без Союза: потери, удачи, перспективы: материалы Всероссийской студенческой конференции. Иркутск, 27 марта 2021 г. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. — С. 236–241. — EDN TXXUGI.

1. Graves W. American adventure in Siberia (1918–1920) / W. Gravs; per. from English A.F. Speransky and S.S. Sokolova; With entry. art. I.I. Mints. — Moscow: State military ed., 1932. — 247 p.

2. Kabaeva T.I. The historicity of the film “Admiral” / T.I. Kabaeva // Actual problems of history, politics and law: a collection of articles VII All-Russian Scientific and Practical Conference, Penza, October 29–30, 2019. — Penza: Penza State Agrarian University, 2019. — Р. 36–38. — Edn NGBCFI.

3. Kurilla I.I. Political “use of history” in modern Russia / I.I. Kurilla // Bulletin of Volgograd State University. Series 4: History. Regional studies. International relationships. — 2012. — No. 1 (21). — Р. 155–159. — Edn Ozyvmd.

4. Semenov V. Tsushima. Pay. Fight at the tsusim. Blood price / V. Semenov. — St. Petersburg, 2011. — S. 638.

5. Solonenko N.S. An attempt to rehabilitate the personality of A.V. Kolchak in postSoviet Russia: historiography of the problem and the view of society / N.S. Solonenko // 30 years without union: losses, good luck, prospects: materials of the All — Russian Student Conference, Irkutsk, March 27, 2021. — Irkutsk: Irkutsk State University, 2021. — Р. 236–241. — Edn txxugi.

Статья поступила 25.09.2022.

В 1991 г. в результате криминального уничтожения Советского Союза общество оказалось в совершенно иной, нежели раньше, социальной и политической реальности. Те люди, которые с весомыми основаниями считались героями, в СМИ, попавших в зависимость от крупного капитала, стали рассматриваться в негативном контексте. При этом ряд неоднозначных или откровенно преступных исторических персонажей с начала 1990-х гг. преподносятся обществу в качестве героев и примеров для подражания. Между тем те социальные процессы, которые происходят в современной России, подчеркивают, что раны Гражданской войны 1918–1922 гг. еще не залечены. По сути, в РФ с самого начала ее существования история переписывалась в искаженном виде. «Здесь с самого начала в повестке дня не стояло создание нации, а ослабление государства некоторое время воспринималось интеллигенцией в парадигме борьбы с наследием коммунизма. На протяжении десятилетия в стране не существовало версии национальной истории, которую можно было бы назвать “доминирующей”, что было очевидным признаком кризиса идентичности российской нации» [3, с. 156]. Соответственно, в фильмах стали активно насаждаться образы сотрудников НКВД в вычурно аморальной форме, иногда доходившей до абсурда. Творцы Великой Октябрьской революции рассматривались уже не как герои, государственники, а как узурпаторы и смутьяны, а саму революцию стали называть «переворотом». Все эти процессы отразились на официальном кинематографе. Слово «официально» здесь уместно прежде всего в том смысле, что создание кинолент, о которых пойдет речь, финансируется из государственного бюджета. Разумеется, в СССР в процессе создания фильмов также учитывались идеологическая составляющая, политика партии и подчас мнение генерального секретаря. Например, в киноленте «Сталинградская битва» (1949) кадры, в которых фигурировал один из авторов Великой Победы, Л.П. Берия, были вырезаны по распоряжению Н.С. Хрущева. В 1932 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», посредством которого государственный контроль в области кинематографа получал более весомые правовые возможности. Тем не менее в советских фильмах, посвященных Гражданской войне, дворяне, священники показаны, как правило, в достойном виде, причем часто вызывающем симпатию зрителей. В современном российском кинематографе благородство оказалось изъятым и большевики показаны в крайне неприглядном свете, подчас в откровенно пошлом. С учетом того, что непотребство уже вжилось в российское кино, в XXI в. трудно представить российские фильмы без скабрезностей. Так или иначе, посредством искусства кино правящий политический режим начал инкорпорировать в ментальный мир граждан те образы, которые безотносительно соответствия исторической действительности и правде оказались связанными с интересами олигархии. Для того чтобы рельефно проанализировать данную проблему, обратимся к образу адмирала в самом широком смысле этого слова.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Образ адмирала в кино в контексте политической поляризации. Вопросы культурологии. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: