Импортозамещение — вопрос номер один в промышленной повестке. В данном контексте больше интересует, где купить то, что раньше импортировали, то есть альтернативные рынки. Это может сработать, если ситуацию нужно срочно спасать. Например, сломался жизненно важный станок и каждая минута простоя приносит убытки. Тогда можно искать варианты запчастей, например, на азиатских рынках.
Дмитрий Калеев, генеральный директор ООО «Инжиниринговая компания «Комплекс КАД», инженер-конструктор, магистр технических наук, изобретатель. Специализация: тяжелое машиностроение, 3D-моделирование, 3D-визуализация, техническая анимация. Опыт работы в машиностроительном проектировании — 12 лет, имеет 2 патента, 77 научных публикаций, более 1500 реализованных проектов.
Однако, если этим злоупотреблять, может возникнуть зависимость уже от новых рынков. И если политическая ситуация снова изменится, мы можем опять оказаться в сложном положении.
Разумеется, у любого ответственного производителя есть фонд запасных частей. Но рано или поздно он закончится. И что делать тогда?
Случается, что производители начинают думать о запчастях, когда все уже вышло из строя или когда использовали последнюю запчасть, имевшуюся на склада. А это уже грозит простоем и убытками. Поэтому лучше подумать о быстроизнашивающихся запасных частях заранее.
Стабильной альтернативой является собственная разработка обратным способом — реверс-инжиниринг. Этот метод стал по сути драйвером импортозамещения.
При помощи технологии реверс-инжиниринга (обратного проектирования, обратной разработки) можно повторить, адаптировать и улучшить то, что раньше покупалось за рубежом. Размер значения не имеет: это может быть и запчасть, и масштабная производственная линия.
В данном случае в качестве исходных данных используется физический объект, инструкция к нему. Если эти данные отсутствуют, можно обойтись фото- или видеоматериалами. Именно такую информацию использовали наши инженеры в первых проектах по реверс-инжинирингу.