Работа по созданию аранжировки и обработки начинается составлением исполнительского плана песни, основанного на тщательном анализе музыкального первоисточника: определяются жанр, стилистические особенности песни.
При обработке народной песни необходимо помнить, что исполнительское развитие музыкального образа основывается на переинтонировании смыслового значения многократно повторяющегося музыкального материала. Развертывание сюжетной линии песни вызывает необходимость постоянного обновления музыкально-исполнительских выразительных средств, которые должны максимально способствовать раскрытию драматургии произведения.
Своеобразие в трактовке народных песен с неизменно повторяющимся материалом заключается в том, что частные и общая кульминации произведения приходятся на один и тот же раздел в строении куплета. Поэтому в процессе создания аранжировки и обработки необходимо учитывать степень интенсивности выражения кульминационных моментов и подбирать адекватные средства выразительности. Это могут быть агогические нюансы (accelerando, ritenuto), изменение способа звуковедения (legato, marcato), изменение силы звучания, ферматные остановки, вариационные изменения и другие средства выразительности. Кульминационные точки должны поддерживаться особенностями тембровой окраски голосов, что также важно учитывать при создании партитуры хоровой обработки народной песни.
Таким образом, творческий характер аранжировки обусловлен такими факторами, как многообразие типов народно-песенных партитур, принадлежащих различным стилям, регионам, а также местным традициям; специфичность творческого почерка каждого композитора — автора произведений для народнопевческого исполнительства; разнообразие и неповторимость самих исполнительских коллективов по их художественно-творческому уровню (высокий, средний, начальный), профессиональной принадлежности (самодеятельный, учебный, профессиональный), составу (хоровое, ансамблевое и сольное исполнение), возрастным особенностям (детские, молодежные и взрослые).